Церковная утварь на старых фотографиях

Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох. Наиболее известны сделанные им снимки представителей разных сословий и народностей Российской империи. Запечатлевал Сергей Михайлович и храмы, их реликвии, убранство и утварь. Многие из этих фото сохранили для нас облик предметов, безвозвратно утерянных в эпоху воинствующего безбожия. Рассмотрим некоторые из них.

Евхаристический набор. Набор золотой богослужебной утвари из Ипатьевского монастыря: потир, дискос, две тарели, лжица и звездица, а также копие. Выразительно сочетание черненого рисунка с золотой основой. Необычна для нас форма копия: оно напоминает настоящее копье, исполненное в миниатюре, что сегодня почти не встречается. Тонкая и прямая ручка завершается крестом с драгоценным камнем. Выпуклые, привлекающие к себе внимание камни украшают и остальные предметы набора, кроме тарелей. Массивный потир украшен чеканными изображениями деисиса и четырех евангелистов. Вверху чаши надпись: «Пiйте отъ нея вси: сiя есть кровь Моя». Сосуды эти были принесены боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым в дар Свято-Троицкому Ипатьевскому мужскому монастырю в 1599 году.

Два потира и напрестольное Евангелие поднес первый из государей династии Романовых Успенской обители. Одна из чаш привлекает внимание тонкостью декора: основание ее декорировано зернью и филигранью (узором из напаянных на основу витых проволочек и шариков). Евангелие украшено чеканными изображениями апостолов, а также интересными вставками из неограненных драгоценных камней: каждый камень укреплен с помощью каста, сделанного по его форме (а не наоборот, как в наши дни, когда строго заданную форму придают камням).

Кадила. В Успенском монастыре фотограф заснял и три серебряных кадила, подаренных обители царем Михаилом Феодоровичем. Они почти одинаковы по размеру, но несхожи по художественному решению. Первое напоминает формой восточный светильник, два других представляют собой стилизованные миниатюрные храмы: округлый и прямоугольный.

Водосвятная чаша XVI столетия из Авраамиева монастыря Ростовской губернии. Она имеет округлую форму и устойчивую широкую ножку, подобно потиру. Вся поверхность чаши и ее крышки украшена глубокой, объемной чеканкой с выразительным «травным» узором: переплетающимися лозами, цветами, листьями. Крышка чаши напоминает завершение маковки храма: она увенчана крестом купольной формы, имеющим в своем основании цату (перевернутый полумесяц) и ажурное «яблоко».