Доброе соработничество

В январе 2018 года была завершена работа по созданию стенописи кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери г. Альметьевска в Татарстане. Над благоукрашением главного храма города трудилась иконописная мастерская «Возрождение» под руководством Александра Гусаковского, который ответил на вопросы нашего корреспондента.

– Собор встретил вас белыми стенами. Общая площадь стенописи составляла 2 500 м2. Как осуществлялась столь масштабная работа?
– Для нашей мастерской это были очень важные три года. Над росписью собора работало одновременно до 21 художника. Мастерская приступила к росписи алтаря в 2014 году, на следующий год расписывали свод купола, паруса и барабан, а на третий год завершили создание стенописи. К Рождеству живописные композиции украсили центральную часть храма и притвор. Казанский храм статный, высокий, поэтому стенопись была выполнена в несколько ярусов. Мы старались учесть масштабы соотношения композиций, особенности восприятия образов снизу, расположенных на большой высоте. Художники работали в классическом палехском стиле, с его яркими красками, но каноничными обрами. В росписи было использовано и традиционное в убранстве православных храмов золото. Позолочены фоны фресок, нимбы святых, прописаны сусальным золотом подписи. Все это выполнено качественным итальянскими материалами фирмы «Манетти».

– Значимость качественной росписи главного собора Альметьевска подчеркивает даже Президент республики Татарстан...
– Глава республики Рустам Нургалиевич Минниханов вызвался оказать помощь епархии в благом деле украшения собора и не оставлял его без своего внимания. На протяжении этих лет он приезжал, оценивал проделанную мастерской работу, курировал процесс ее. Это – свидетельство того, что в Татарстане сложились добрые взаимоотношения между властями и православным священноначалием, что Президент республики, будучи мусульманином, вникает в нужды христиан и помогает им.

– Владыка Мефодий – человек очень грамотный, тонко разбирающийся во всех нюансах православной живописи. Интересно было работать с таким куратором?
– Главный художник нашей мастерской Иван Владимирович Лебедев, который выполнял все эскизы, обсуждал с Владыкой каждую композицию, они очень плотно работали по всем аспектам росписи. Авторский надзор Владыки Мефодия нам очень помог. Это ему принадлежала идея написать на стенах храма семь Вселенских соборов Православной Церкви, благодаря чему по росписи можно изучать историю Церкви. Подобного я не встречал нигде. В композициях заключены богословские смыслы: например, рядом с образом Преображения Господня мы написали святителя Григория Паламу, который учил о нетварном Божественном свете. Поскольку храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, в стенописи присутствуют сюжеты, связанные с этим образом.

– С какими трудностями или особенностями вы встретились в работе?
– Конструкция вновь возведенных храмов иногда не благоприятствует росписи. Там, где надо бы выполнить большую композицию, может находиться проем или иное сложное архитектурное решение. Так случилось и в Казанском соборе. Поэтому по благословению Владыки вместе с росписью мы осуществили небольшую реконструкцию помещения собора: убрали арку на западной стене, поскольку для внутреннего ритма, завершенности живописи там была нужна стена. Мы выполнили еще целый ряд подобных усовершенствований интерьера с целью создания гармоничной композиции. Художественное восприятие будущей стенописи ставилось во главу угла.

– За те три года, что шла роспись Казанского собора, вам пришлось потрудиться и во многих других храмах...
– Мы приступили к написанию икон для иконостаса Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. Наши художники полностью благоукрасили храм Крещения Господня в поселке Ола Магаданской области: создали иконостас, все убранство, написали иконы. В город Михайлов Рязанской области в Покровский собор одноимённого монастыря были написаны иконы и позолочен иконостас. Успели потрудиться и в Абакане, расписали притвор кафедрального собора. Надеемся и верим, что впереди у мастерской много работы – и в епархии владыки Мефодия, с которым у нас сложилось доброе творческое соработничество, и в других городах и весях православного мира!

Своей оценкой работы мастерской «Возрождение» с нами поделился епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий

– Владыка, как бы Вы оценили выполненную мастерской «Возрождение» роспись собора г. Альметьевск?
– Это замечательные художники, прекрасные люди. Александр Гусаковский, директор мастерской «Возрождение», вместе с артелью иконописцев смог не только начать, но и в довольно краткие сроки завершить роспись нашего Казанского кафедрального собора. Они трудились над стенописью три года, и в декабре 2017-го мы увидели завершение работ. Не только мы сами, но и приезжающие к нам специалисты высоко оценивают созданные ими прекрасные росписи: яркие, насыщенные краски, глубокие, молитвенные образы святых. Молясь с прихожанами и гостями нашего храма, мы радуемся, что Альметьевск теперь имеет величественный собор с уникальными росписями.

– Я слышала, что в этот храм приходят не только православные.
– В Татарстане, где проживают люди разных религий, хорошая, привлекающая взор стенопись несет особое духовно-просветительское значение. Этот собор стал достопримечательностью не только нашего города, но и всей республики Татарстан. Сюда приходят не только православные, но и мусульмане, и люди невоцерковленные, чтобы ознакомиться с культурой Православной Церкви, с событиями Священного Писания, которые запечатлены на этих стенах. И, конечно же, они многое для себя открывают.

– Похоже, новый собор полюбился жителям города?
– В нашем соборе многие хотят повенчаться, окрестить детей среди этой красоты. Конечно, главное – это Божественная Литургия. И стенопись помогает постичь ее. Храмовая роспись для христианина – это окно в вечность, богословие в красках, отражение человеческой природы Господа: запечатлевая Его на иконах, мы исповедуем воплощение Спасителя. Стенопись и иконы в храме напоминают нам о том, что в Церкви мы общаемся со святыми, фактически находимся в Царствии Небесном. Именно об этом говорили послы князя Владимира, которые, оказавшись в соборе Софии Константинопольской, не знали, на земле они находятся или на небе среди Ангелов, в присутствии Господа. Это состояние они смогли передать равноапостольному князю. И, когда находимся в столь благоукрашенном храме, нам легче духом прикоснуться к тайне Церкви, ощутить присутствие Горнего мира.

Хотелось бы выразить благодарность Президенту республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову за оказанное им содействие, за финансовую поддержку этого благого дела. Также хочу поблагодарить Наиля Ульфатовича Маганова, генерального директора «Татнефти», который откликнулся на нашу просьбу и оказал материальную помощь, которая позволила завершить благоукрашение храма. И, конечно, я хочу произнести слова благодарности всем художникам, иконописцам, участвовавшим в этой большой работе, и лично директору ООО «Возрождение» Александру Владиславовичу Гусаковскому. Я думаю, это не последняя наша совместная работа. Мы полюбили палешан и надеемся трудиться вместе с ними и впредь.
Епископ Мефодий