Собор Святых храмоздателей

Почитание святых является догматом Православной Церкви. Оно выражается в молитвенном призывании их на помощь, как наших ходатаев, заступников и молитвенников пред Богом, а также в написании их икон.

Икона Собора святых храмоздателей. На иконе изображены храмоздатели ветхозаветного и новозаветного периодов, окружающие Богоматерь с Младенцем, на фоне православного храма. Образ осеняет изображение Христа Спасителя как Бога, Творца Вселенной.

Для православного христианина святые — не только посредники между ним и Творцом. Сама их жизнь служит высоким нравственным примером. В Церкви распространено почитание не только отдельных угодников Божиих, но и групп святых. Существует в Церкви и почитание святых – патронов отдельных профессий. Так, например, мученики Флор и Лавр издавна считаются покровителями животных и скотоводов, их изображают на иконах с лошадьми (хотя в земной жизни по профессии эти святые были камнетесами).

Сотворение мира. Книжная миниатюра, XIII в.

Бог

Понятие о Боге как о Великом Архитекторе Вселенной часто встречается в христианской литературе и богослужении. Господь – Творец и Создатель мира, премудро "расположивший все числом, мерою и весом", Он влагает разум и вдохновение в людей, благоукрашающих мироздание своими трудами.

Веселеил и Аголиав

Во время скитаний израильтян по пустыне после Исхода из Египта Моисей назначил Веселеила главой мастеров, создававших Скинию, Ковчег Завета, Менору, прочую священную утварь и изготавливавших одежды для священников. В помощники он должен был взять Аголиава (Оголиава), сына Ахисамахова, из колена Данова. Все необходимое для украшения святилища: обработка драгоценных металлов и камней, резьба по дереву, художественное ткачество — было выполнено Веселеилом. Господь сказал Моисею: «Я избрал Веселеила, сына Ури, внука Хура, из рода Иуды, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, знанием и всяким мастерством, чтобы работать по золоту, серебру и бронзе, гранить и оправлять камни, резать по дереву и заниматься всяким ремеслом. Еще Я дал Оголиава, сына Ахисамаха, из рода Дана, ему в помощники. Я наделил мастерством всех ремесленников, чтобы они сделали все, что Я повелел тебе: шатер собрания, ковчег свидетельства с его крышкой и прочую утварь шатра, стол с его утварью и светильник из чистого золота со всей его утварью, жертвенник для сожжения благовоний, жертвенник для всесожжений со всей его утварью, умывальник с его основанием, тканые одеяния – священные одеяния для священника Аарона и его сыновей, чтобы они служили в них как священники, масло для помазания и благовония для святилища. Пусть они сделают их в точности так, как Я повелел тебе» (Исх. 31:1-11; 36–39).

Царь Давид

У Орны-иевусиянина Давид купил гору Мориа. Здесь, на месте бывшего гумна, он воздвиг жертвенник богу Яхве. Гора Мориа – особое место. Авраам, согласно Библии, хотел принести Исаака, своего сына, в жертву Богу именно здесь. Давид решил на этом месте возвести Храм. Однако замысел осуществил лишь его сын, Соломон. Давид, тем не менее, многое сделал для его строительства: заготовил сосуды из меди, серебра и золота, полученные в дар или добытые в войнах, а также запасы металлов. Ливанские кедры и тесаные камни для храма доставлялись из Финикии по морю.

Соломон

Соломон начал строительство в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа. При возведении величественного здания Храма был использован самый дорогой материал того времени – кипарисы и кедры из Ливана. Применялся также песчаник. Его обрабатывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн использовали медь, добытую в Эдоме в медных копях Соломона. На украшение Храма пошло немалое количество золота и серебра. На его возведении трудилось около 30 000 израильтян, а также примерно 150 000 финикиян и ханаанеев.

Пресвятая Богородица

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она Единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нее не был бы истинно озарен Божественным озарением». В Киево-Печерский патерик включен рассказ зодчих о том, как Пресвятая Богородица явилась им и повелела возвести храм в честь Ее славного Успения (это повествование вы прочтете чуть ниже).

Флор и Лавр

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Хорватия). По ремеслу братья были камнетесами. Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при строительстве, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест.

Двенадцать греческих зодчих, строителей Лавры Печерской

Преподобные зодчие Печерской Лавры

В Православии покровителями строительства и строителей почитают преподобных Зодчих Печерских. Соборная Успенская церковь Киево-Печерской лавры, заложенная прпп. Антонием и Феодосием в 1073 году, 15 лет возводилась греческими зодчими и иконописцами. Память этих 12 греков-строителей совершается 27 февраля. Они прославлены в лике святых.

В Киево-Печерский патерик включен рассказ зодчих о том, как Пресвятая Богородица повелела им возвести церковь и с какими чудесами было связано ее строительство. «Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, - повествуют греческие мастера, - пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: «Зовет вас Царица во Влахерну». Когда мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время и рассудили, что одно и то же повеление Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы Царицу и множество воинов при ней, мы поклонились Ей, и Она сказала нам: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «О, Госпожа Царица! В чужую страну посылаешь ты нас, к кому мы там придем?» Она же сказала: «...К Антонию и Феодосию». Мы же сказали: «Зачем же, Госпожа, на три года золота даешь нам? Им и прикажи о нас, чтобы на пропитание от них нам было потребное, а одаришь нас, чем сама захочешь». Царица же сказала: «... Антоний, только благословив, отойдет из этого мира на вечный покой, а Феодосий через два года после него отойдет ко Господу. Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как Я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить». Дала Она нам и мощи святых мучеников... сказав нам: «Это положите в основание». Мы же взяли золота с избытком. И сказала Она нам: «Выйдите наружу, посмотрите церковь». И увидели мы церковь на небе, и, вернувшись, поклонились Царице, и спросили: «О, Госпожа, каково имя церкви?» Она же сказала, что хочет ее Своим именем назвать. Мы же не посмели ее спросить: «Как твое имя?» Она же сказала: «Богородицина будет церковь». И дала нам эту икону, говоря: «Она будет наместной». Мы же, поклонившись ей, пошли в дома свои, неся эту икону, полученную из рук Царицы».

Божия Матерь благословляет греческих мастеров на строительство Великой Печерской церкви

Преподобный Антоний Печерский, к которому прибыли мастера, услышав их рассказ, прославил Бога и сказал: «О, чада, великой благодати Христос удостоил вас, ибо вы Его воли вершители. ...Благословен приход ваш, и добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи, и Она даст вам, как обещала, чего ухо не слышало и что на сердце человеку не всходило: этого никто не может дать, кроме Нее и Сына Ее, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пояс Которого и венец, принесенные сюда варягами, являются мерой ширины, и длины, и высоты той пречестной церкви, – голос с неба известил это от великой славы».

Греки же со страхом поклонились святым и спросили: «Где то место? Покажите». Антоний же сказал: «Три дня будем молиться, и Господь обозначит нам». Три дня молился святой, и Господь указывал ему место: то росой, то огнем. Этот рассказ – живая иллюстрация того, сколь значимым и священным делом было для наших предков возведение храма Божия.