Драгоценный оклад: символ Божественной славы

Казанская икона Божией Матери в ризе с жемчугом и каменьями. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Драгоценные материалы издревле использовали при обустройстве храмов. Алтарь Святая Святых Ветхозаветного храма осеняли золотые изображения херувимов. На архитраве алтарной преграды собора Софии Константинопольской, согласно предположению историков, находились иконы округлой формы, выполненные из серебра. Позднее, когда храмы стали украшаться по преимуществу писаными образами, образы эти стали обряжать в драгоценные оклады и ризы.

 

В каком столетии зародилась традиция покрывать иконы драгоценными окладами, доподлинно неизвестно. Указание на обычай дополнять образ произведениями ювелирного искусства мы находим в житии прп. Иоанна Дамаскина, жившего в VII столетии. Оклеветанный перед халифом Дамаска, которому он служил верой и правдой, Иоанн был подвергнут мучительной казни: ему принародно отсекли кисть руки. По ходатайству друзей страдальца ему возвратили отсеченную руку и тот, приложив ее к культе, стал горячо молить Богоматерь об исцелении. Погрузившись на некоторое время в беспамятство, Иоанн не заметил, как рука чудесным образом приросла. В благодарность он приказал отлить из серебра изображение кисти руки и прикрепить ее к иконе, перед которой молился. Так появился образ Божией Матери, именуемый Троеручицей.

Резной образок Спасителя в серебряной ризе. Византия. Конец XI - начало XII века

В Византии были распространены иконы, написанные эмалью на пластинах из золота. Возможно, обычай обряжать в драгоценный металл писаные иконы зародился из стремления сделать чтимый образ, вырезанный или написанный на дереве, не менее великолепным.

Первые сведения о русских иконах украшенных драгоценными ризами, относятся к XI – XII столетиям. Известно, что в Великом Новгороде сребропозлащенные оклады возлагали на особо чтимые образа, находившиеся в Софийском соборе: Спасителя, апостолов Петра и Павла. Примерно к тому же времени относятся и сохранившиеся до наших дней византийские иконы в окладах.

Благоверный князь Андрей Боголюбский украсил ризой из золота и серебра Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которую он перенес из Киева во Владимир и горячо почитал. Летописи сообщают, что благоверный князь: ««вкова в ню боле тридесяти гривен золота, кроме сребра и каменья драгаго и жемчуга». Ученые предполагают, что этот первый оклад не закрывал икону, зато добавлял к ней поля с изображениями святых. Очень скоро оклад дополнился «прикладом»: знатные женщины пожертвовали для чудотворного образа свои украшения. Драгоценности прикрепляли к окладу, а то, для чего не хватало места, хранили в церковной ризнице. В 1237 году убранство иконы было разграблено ордынцами. Честь возобновить благоукрашение образа выпала великому князю Ярославу Всеволодовичу. В последующие годы убранство Владимирской иконы – одной из главных святынь Руси – многократно переделывалось. Старые ризы заменяли новыми, все более пышными. Они включали клейма с изображениями святых и двунадесятых праздников, оплечья, короны и т.п. В первой трети XVII столетия икону украшал не только золотой сканный оклад с «коруной», созданный по указанию митрополита Фотия в XV столетии, но и два киота. Первый из них был обложен серебром и имел дверцы с серебряными чеканными изображениями Благовещения и четырех евангелистов. В него вставлялся второй киот, также обложенный серебром и украшенный драгоценными каменьями. Риза оставляла открытым изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Грудь Богоматери и Спасителя покрывали цаты. В приклад к иконе входили золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями – дар царя Михаила Феодоровича, шесть золотых и серебряных цат, пятнадцать золотых крестов, украшенных жемчугом и камнями. Интересно, что частью приклада стали иконы: панагии – три золотые и одна серебряная, а также золотой греческой работы образ Богоматери, и золотой же складень с изображениями Пречистой и свт. Николая. Патриарх Никон повелел заменить оклад чудотворной иконы на новый. В 1656-1657 гг. мастером Петром Ивановым была изготовлена новая риза из массивного чеканного золота с алмазами, изумрудами, яхонтами и жемчугом. Эта риза с незначительными утратами сохранялась на иконе до 1918 года.

Писаный образ Спасителя в ризе, изготовленной в технике гальваники мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры

Убранство иконы, состоящее из нескольких частей, называли наборным окладом. Еще один пример такого многосложного оклада – риза, в которую «одели» Донскую икону Пресвятой Богородицы в XVII веке. Одно описание этого произведения древнерусского церковного искусства, сделанное в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год, занимало несколько страниц. Оно сообщает, что риза включала в себя венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами, две золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом, сапфировые серьги. На полях оклада были прикреплены золотые пластины с выполненными чернью изображениями двунадесятых праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. «Прикладом» к образу стали два жемчужных очелья, две золотые цаты и два ожерелья. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, крепились пять золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом и тринадцать панагий. Одна из этих панагий содержала часть Животворящего Древа Господня, другие кресты и панагии заключали в себе части святых мощей. В конце XVII века этот оклад сняли и демонтировали, а икону украсили новой ризой. Эту ризу украсили шестьсот изумрудов, рубины, жемчуга и другие камни. Образ в ризе поместили в киот, украшенный живописными изображениями ветхозаветных святых жен: пророчиц и праматерей.

В старину в русских храмах драгоценные ризы можно было увидеть не только в киотах, но и в иконостасе. В серебро мог быть закован весь местный ряд, что свидетельствовало об особом почитании икон. Драгоценный металл и камни свидетельствовали о благоговении и доброхотстве верующих, и являлись символом небесной славы, того сияния благодати, которое незримо окружает образ. Говорит драгоценный оклад и о красотах Рая, и о духовном совершенстве добродетелей – в этом его функция перекликается с резным иконостасом.

Блгв. кнн. Петр и Феврония. Икона выполнена в технике гальваники Свято-Троицким братством г. Щигры

В разные столетия иконные ризы имели различный облик – в соответствии со вкусами, господствовавшими в церковном искусстве того времени. Древнерусские ризы оставляли открытым изображение, деликатно покрывая лишь фон и нередко формируя раму с образами, которых не было на самой иконе. Они были достаточно аскетичными, при их изготовлении применялась в основном техника чеканки или басмы с довольно мелкими орнаментами. В древней Руси кованые и чеканные ризы икон нередко дополняли шитыми (зачастую – жемчужными) элементами. Помимо ризы и киота икону украшала вышитая пелена, которая зачастую сама по себе являлась выдающимся произведением церковного искусства. Княжны, боярыни, насельницы монастырей проводили дни, вышивая тонкими золотыми и серебряными нитями пелены, нередко повторявшие иконы, для украшения которых были предназначены. В XVII веке ризы стали пышнее, рельефы на них – объемнее, оклад все чаще закрывал весь образ кроме рук и лика. Отразились на облике иконных окладов и позднейшие стили: барокко, классицизм, историзм.

В наши дни традиция создания украшенных окладами икон переживает новое рождение. Нередко мастера используют современные технологии, которые позволяют им изготавливать произведения, достойные древних прообразов. Так, художники по металлу Свято-Троицкого братства г. Щигры поставили на службу церковному благоукрашению метод гальванопластики. Этот способ работы позволяет им создавать как копии старинных риз, так и новые произведения. Создаются и рельефные металлические иконы. Образы украшаются камнями, позолотой, эмалью и предназначаются как для храмов, так и для благочестивых домов.

Свт. Николай. Писаная икона в ризе с эмалью и камнями. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

 

Алина Сергейчук

+7 (495) 778-37-36
www.shigri.ru

 

Детали оклада иконы:

Оклад Владимирской иконы Божией Матери. Конец XIV - начало XV в.

Венец – нимб, символ Божественного света. На иконе могло быть сразу несколько венцов, расположенных друг над другом.

Коруна (корона) – знак Божественной славы. Располагается выше венцов или поверх их.

Цата – луновидный привес, спускающийся на грудь Спасителя, Богоматери или святого. Зрительно уравновешивает нимб. Нередко цата дополнялась подвесками. Интересно, что цатой украшали далеко не все иконы, поскольку она символизировала царское или первосвященническое достоинство. Ее можно увидеть на образах Пресвятой Троицы, Спасителя, Богоматери и особо почитаемых святых: Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского.

Очелье – головной убор Богоматери и святых жен.

Серьги, рясна, ожерелья – украшения, аналогичные тем, что входили в древнерусский женский убор.

Риза – изначально так называли драгоценное одеяние, покрывавшее написанные на иконе одежды святого. Затем это название стало синонимом слова «оклад».

Рама – прикрывает поля иконы. Нередко на нее крепились дробницы с изображениями святых или праздников.

Дробницы – металлические пластины с нанесенными на них изображениями.

Фон – покрывает поле иконы. Мог быть однородным или повторять написанный на иконе пейзаж, интерьер и т.п.