Чаша как символ

Византийские сосуды

Чаша – один из символов, являющихся архетипичными для человечества. Этот образ несет в себе глубочайший символический смысл едва ли не во всех культурах. «Пить от единой чаши», «пить чашу скорби», «чаша жизни», «дом – полная чаша»… Братина, пускаемая по кругу на трапезе, была знаком любви и согласия у многих народов. Этот же знак, столь близкий и понятный людям, был положен Богом в основу величайшего Таинства, соединяющего землю и Небо

 

Чаша с высокой ножкой на устойчивом основании – такой образ потира сформировался еще в древности, хотя параллельно с ним существовали и другие варианты. Подобную форму обычно имеет и крещальная купель, и водосвятная чаша. Нередко можно встретить и лампады в форме чаши.

Нижняя часть чаши символизирует Церковь земную. Верхняя – указывает на Церковь торжествующую, небесную, в которую входят святые, победившие мир и его соблазны и завершившие свой земной подвиг. Причастие от единой чаши – не только символ единства Церкви, но и действие, объединяющее всех ее верных чад в единое Тело Христово. Сколько бы Литургий не служилось во вселенной, духовно все чада Церкви являются участниками одного Таинства, раз и навсегда совершенного Христом в Сионской горнице. Таким образом, Чаша напоминает нам о слове Спасителя: «Да будут все едино» – слове творческом, принадлежащем Богу, одним речением Которого был призван из небытия в бытие этот мир.

В древности при совершении Таинства брака супруги непременно вместе причащались от общей Чаши. Историки свидетельствуют, что отчасти поэтому появились брачные венцы – атрибут венчания. Венцы эти были сплетены из цветов и помогали отличить жениха и невесту от прочих причастников, дабы их пропустили к Чаше вместе и не оттерли друг от друга. В наши дни венчающиеся далеко не всегда приступают к Святым Тайнам, и от древнего обыкновения остался обряд, входящий в последование Венчания: молодые по очереди испивают вино из ковшика. Этим они демонстрируют готовность на протяжении всех последующих лет быть едиными, вместе испивать радости и беды.

Елена Вишковская