Символика росписи храма

В программе росписи православного храма неизменные традиционные черты соединяются с индивидуальными, зависящими от архитектуры здания, посвящения храма, пожеланий заказчика и творческих решений художника. Каноническая композиция церковной стенописи исполнена глубокой символики, благодаря которой ее можно читать как книгу. Рассмотрим ее на примерах работ современных художников.

 

Мастерская «ТИП-Икон» приступила к росписи верхней церкви храма села Семено-Петровское, расположенного в Курганинском районе республики Баршкортостан. Мастера выполнили роспись купола, барабана и парусов. Особенностью этой работы стали нарядные золотые фоны и нимбы, а также символизм стенописи.

В куполе написан образ Пресвятой Троицы – символическое изображение Предвечного совета, который положил начало сотворению и искуплению человечества. Согласно Преданию Церкви, Бог-Троица, создавая человека, уже знал о его грядущем грехопадении и о том, что ради его спасения Богу-Сыну придется пострадать на Кресте. На иконе Троицы, написанной прп. Андреем Рублевым, мы видим момент, когда Бог Отец подает Богу Сыну чашу страданий, которую Он должен будет испить ради каждого из нас, и Тот с любовью приемлет ее. Святой Дух благословляет это великое Таинство, положившее начало истории человеческого рода.

В барабане в верхнем ряду расположены образы ветхозаветных пророков, заключенные в округлые медальоны. Слова, изреченные этими пророками, многократно звучат на богослужении. Под ними – композиция Небесной Литургии, совершаемой небесными чинами. Ангелы непрестанно славословят Творца на небесах. Они незримо присутствуют и на каждом богослужении, совершаемом в православном храме, молясь вместе со священнослужителями и народом.

В следующем ряду – образ Престола Уготованного (Этимасии): Агнец с Крестом, стоящий на престоле. Это изображение указывает на Спасителя, Господа Иисуса Христа, как на страждущего Искупителя человеческого рода и одновременно – на Вседержителя, Царя неба и земли. Вокруг него расположились изображения евангелистов в виде четырех животных: орла, тельца, льва и ангела. Данная композиция говорит о служении апостолов, которые принесли народам Земли благую весть о Христе и привлекли их в Церковь, основанную Богочеловеком.

В парусах, на золотых фонах, мы видим изображения тех же Евангелистов, но уже в их реальном, а не символическом, облике. Далее, в подпружных арках, художники написали шестикрылых Серафимов – духов пламенеющей Божественной любви, незримо присутствующих в храме. Небесные силы возносят молитвы верующих к престолу Творца, людям же помогают очистить свои души и искренне устремиться к Богу.

Данная композиция как нельзя лучше иллюстрирует традицию церковной стенописи, которая начала складываться еще в Византии. Глава храма символизирует Главу Церкви – Господа Иисуса Христа, поэтому в ней чаще всего пишут либо образ Пантократора, либо икону Пресвятой Троицы. Встречаются композиции с образом Вознесения либо Крестом Христовым. Ниже последовательно разворачивается картина Божественного домостроительства о спасении людей: пророки, первыми возвестившие миру Любовь Божию, апостолы. В парусах традиционно пишут образы евангелистов: архитектурное назначение парусов – соединять главу храма с его телом, миссия апостолов – сообщать людям, составляющим тело Церкви, весть о Христе. В некоторых храмах в парусах написаны образы херувимов и серафимов, которые незримо несут людям Божественную любовь. На столпах храмов изображают ростовые фигуры святителей и преподобных – столпов православной веры. На церковных сводах и стенах помещают сюжеты из Священного Писания, а также композиции, связанные с посвящением храма.

Выбирая цветовую гамму росписи, художники взяли за основу византийскую традицию с ее темно-синими фонами. Впрочем, цветовая гамма Казанского храма все же светлее, нежели в работах средневековых ромеев, у которых фоны зачастую были почти черными, – ведь и природа Башкортостана не радует своих обитателей таким обилием ярких красок и солнечного света, как в счастливом Средиземноморье.

Пока ведется роспись верхней церкви, богослужения совершаются в нижнем храме, посвященном апостолу Андрею Первозванному. В будущем он будет использоваться в качестве крестильни. Это невысокое помещение художники мастерской «ТИП-Икон» украсили    стенописью на светлых, песочного цвета фонах. Роспись придала помещению легкость, сгладила ощущение низких потолков. Стиль росписи обоих помещений – канонический, как и у всех работ мастерской «ТИП-Икон».

 

***          ***        ***

Казанский храм села Семено-Петровское – один из тысяч церквей, освящающих просторы России. На долю настоятеля и прихожан выпало нелегкое испытание: дотла сгорела старая деревянная церковь. Но верующие не опустили руки. Они собрали достаточно серьезную сумму, которая позволила начать строительство, хотя не покрыла и десятой части его стоимости. И все же, при отсутствии крупных постоянных благотворителей, за два года на пепелище выросло новое церковное здание и воскресная школа. «Все зависит от батюшки. – Рассказал нам руководитель мастерской «ТИП-Икон» Николай Геннадьевич Бердников. - Приглашая нас расписывать нижний храм, он не знал, на что будет обустраивать верхний. Но Господь не оставляет Своих служителей: скоро мы будем украшать стенописью алтарь этой церкви. Батюшка много ездит, встречается с людьми, рассказывает им о храме и находит благотворителей для него».

 

Наталья Зубкова

Традиционное
Изготовление
Православных ИКОН

г. Чистополь, Республика Татарстан
+ 8 (800) 250 18 91, + 7 (917) 868-03-30
admin@tip-icon.ru
tip-icon.ru, vk.com/tip_icon