Зарождение формы иконостаса

Какими были первые иконостасы? Как эволюционировал иконостас? Какие черты исторических алтарных преград стали прообразами иконостаса современного? Обо всем этом – начинаемая нами серия материалов, выходящая под эгидой одного из крупнейших создателей иконостасов и деревянной церковной утвари в современной России – Свято-Троицкого братства г. Щигры.

Церковное искусство неразрывно связано с жизнью Церкви, творимой в соработничестве благодати Божией и людей: монашествующих и мирян, священнослужителей и художников, царей и простых верующих... Поэтому эволюция иконы, храмового убранства отражает процессы, происходившие в богословии и духовной жизни Церкви. Постараемся отследить некоторые вехи и закономерности.

Руины античного города Тир

Первохристианское искусство было тесно связано с искусством античным, но новый, евангельский, дух, наполнявший его произведения, творил себе и новую форму. Иконостас имел две причины своего зарождения. По свидетельству историков, в античных общественных зданиях, которые строились по тому же базиликальному типу, что позднее христианские храмы, места судей и писцов отделялись от мест посетителей невысокой решеткой. Эта традиция, видимо, повлияла и на церковное убранство. Уже Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг.) свидетельствует, что в храме, который был возведен в его время в финикийском городе Тире, алтарь отделялся от остального пространства украшенной резьбой деревянной оградой, которая не позволяла мирянам подходить к престолу и к тому же была настолько красива, что приводила в изумление созерцающих. Скорее всего, ограда эта не скрывала происходящее у престола от глаз прихожан: ведь в светских базиликах высота решетки была небольшой – такой, что на нее можно было облокотиться. Евсевий Кесарийский сообщает нам и о том, что в храме Гроба Господня «полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов», – как мы видим, здесь преграда даже не представляла собой единого целого. Согласно Церковному Преданию, введение в канон храмового убранства алтарной преграды связано с указанием святителя Василия Великого, заботившегося о том, чтобы служители алтаря не отвлекались от молитвы на происходящее среди прихожан.

Евсевий Кесарийский

Преграда эта дополнялась завесой, задергивавшейся и открывавшейся в определенные моменты богослужения. Напомним, что завеса присутствовала и в ветхозаветном храме, где она делала невидимой взору непосвященных внутренность Святая святых. Когда Спаситель испустил дух на Кресте, завеса эта разодралась надвое, – поэтому в христианской символике она напоминает об этом событии и о самой плоти Христовой, страждущей ради спасения человечества. Сравнение это встречается уже в Послании к евреям святого апостола Павла (Евр. 10:19–20). Поэтому на алтарной завесе – катапетасме – по традиции изображают крест. Возвращаясь к преградам в античных базиликах и христианских храмах, отметим, что их делали как из камня, так и из дерева – таким образом, мы видим, что деревянные иконостасы, причем именно резные, вопреки сложившемуся стереотипу, имеют не менее древнюю историю, нежели каменные. В христианской резьбе с древнейших времен присутствовал образ креста, а также символические изображения: хризма (монограмма Спасителя – сокращенное имя Божие), виноградная лоза (напоминание о Жертве Спасителя и об Евхаристии), павлин (символ возрождения для Вечной жизни в Царствии Небесном). Эти образы встречаются и в творениях современных создателей иконостасов.

Свт. Василий Великий

Алтарная преграда в первые своевременна могла представлять собой парапет или состоять из нескольких колонн и опирающейся на них поперечной балки – архитрава. Безусловно, в это время алтарные преграды имели Царские и диаконские врата, необходимые для совершения богослужения. Отметим, что уже во времена свт. Василия Великого (IV в.) храмы украшали священными изображениями: об этом свидетельствует, например, письмо святого Василия Великого императору Юлиану Отступнику, в котором он сообщает о том, что «образы апостолов и мучеников… видишь во всех наших церквах». Несомненно, это были фрески, присутствовавшие уже в катакомбах первых христиан, но, вероятно, и иконы – ведь появление первых образов Священное Предание относит ко времени земной жизни Спасителя. Храмы, возведенные на Святой земле равноапостольной царицей Еленой (и не только они), украшались богатыми мозаиками с изображениями событий Священной истории. Как мы знаем из жития святителя Василия, в украшении храма участвовали и ювелиры: над престолом храма, где совершал богослужение святой архиепископ Кесарии Каппадокийской, была подвешена золотая дарохранительница в виде голубя. Помимо престола и жертвенника, в алтаре устраивали и сидения для духовенства. Безусловно, уже в то время верующие заботились о красоте и смысловой наполненности церковного убранства. «Мы допускаем украшения в церквах... так как считаем, что каждый чин верующих по-своему направляется к Божественным предметам», – писал чуть позже, в VI столетии, богослов того времени. Безусловно, суть церковного искусства, в том числе храмового благоукрашения, невозможно свести лишь к его педагогической функции. Бог – Творец и Художник мира, по Своей великой любви дивно украсивший мироздание, ожидает от человека ответного творчества, пронизанного любовью: как внутри – в очищении и украшении собственной души, так и вовне. И конечно, храм, являющийся образом Небесного Царствия, не может не украшаться с особой тщательностью, усердием и талантом.

Подводя итог, заметим, что при всей несхожести древней алтарной преграды и привычного для нас высокого иконостаса, мы видим, что структура их практически одинакова. Более того, многие декоративные черты иконостаса были заложены уже в первые века жизни Церкви. Современный иконостас, как и древний, обычно имеет прямоугольное членение, причем поперечные балки часто украшаются резьбой и опираются на декоративные колонны. Крест, венчающий собой иконостас, также присутствовал на алтарной преграде с древнейших времен. То же можно сказать и о храмовом убранстве в целом: основные его черты – символичность и стремление отразить красоту Горнего мира – были заложены уже в первые времена формирования образа христианского храма.

 

Алина Сергейчук

 

Спонсор рубрики - Свято-Троицкое братство г. Щигры

(495) 778-37-36
www.shigri.ru