Из истории иконостаса. Иконостас: между дольним и горним

 

Иконостас в пещере Ильи Пророка на Синае (Египет). Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

Как развивался иконостас? Почему в православном храме он становился всё выше и сложнее? Продолжим наш экскурс в историю. С середины V века появляются алтарные преграды, состоящие из ряда колонн, объединенных положенным на них архитравом (балкой). Дополняла алтарную преграду завеса, которая в определенные моменты богослужения задергивалась, делая происходящее в алтаре недоступным взору мирян.

Когда на алтарной преграде появились первые иконы, доподлинно неизвестно. В эпоху иконоборчества священные изображения в храмах безжалостно уничтожались, поэтому мы не можем с уверенностью сказать: устанавливали иконы на алтарных преградах доиконоборческого периода или нет. Впрочем, история донесла до нас сведения о некоторых древних иконостасах, на которых – пусть и не в привычном для нас виде – священные изображения, безусловно, присутствовали.

 

В убранстве православного храма глубоко символична каждая деталь. Всё прославляет любовь и величие Творца, всё говорит верующим о мире духовном, его красоте и совершенстве. Поэтому уже первые алтарные преграды не оставались без священных изображений, главным из которых был образ Креста Господня.

Алтарь христианского храма символизирует Царствие Небесное, поэтому иконостас являет собой границу между Горним и дольним мирами. Эти миры соединяет Господь Иисус Христос, принявший на Себя человеческое естество, соединяют их и святые – земные люди, которые восприняли Божественную благодать, обожились и стали гражданами Небесного Царствия. Образы Спасителя, Богоматери, угодников Божиих и видим мы на иконостасе. Композиция этих образов формировалась с течением истории Церкви.

Алтарные преграды IV столетия представляли собой невысокие решетки (решетчатый парапет). Начиная с V в. распространились алтарные преграды, состоящие из вертикально поставленных каменных плит и столбиков квадратного сечения. С середины V в. появляются алтарные преграды, состоящие из ряда колонн, объединенных положенным на них архитравом (балкой). Дополняла алтарную преграду завеса, в определенные моменты богослужения делавшая происходящее в алтаре недоступным взору мирян. Архитрав увенчивался крестом и украшался резьбой, в которой можно увидеть символические мотивы, свойственные и более позднему христианскому искусству, вплоть до нашего времени; плиты могли декорироваться ажурными орнаментами. В подобных преградах уже просматривалась структура будущего иконостаса.

Собор Софии Константинопольской. Вариант исторического облика

Известнейший из этих иконостасов – алтарная преграда храма Святой Софии в Константинополе, возведенного императором Юстинианом Великим (правил с 527 по 565 гг.) Придворный поэт Павел Силенциарий посвятил его убранству восторженные стихи «Экфрасис Святой Софии», подробно описывающие не только архитектуру храма, но даже породы мрамора, украшающего его. Об алтарной преграде поэт сообщает, что она состояла из двенадцати – по числу апостолов – колонн, обложенных серебром и соединенных внизу серебряными же плитами, а вверху – архитравом. «На верхах столпов трудолюбивая рука (художника) при помощи резца иссекла эллиптической формы надглавники. Среди них начертано изображение Пречистого Бога…» На архитраве, соединяющем колонны, в округлых медальонах диаметром около 40 см были помещены образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, благоговейно склоненных ангелов, пророков и апостолов – как мы видим, перечень практически совпадает с каноническим наполнением более поздних иконостасов. Исследователи предполагают, что образы эти были созданы в той же технике, что и «изображение Пречистого Бога» (Христа), то есть рельефно исполнены на серебре, скорее всего, методом чеканки с последующей обработкой резцом. Интересно то, что анализ текста Павла Силенциария дает возможность предполагать отсутствие Деисиса на указанных рельефах. Например, Т.М. Васильева считает, что композиционным ядром алтарной преграды Святой Софии был популярный вариант  Traditio legis – изображение Христа и двенадцати апостолов. Таким образом, в этом иконостасе – одном из первых и, безусловно, послужившем прототипом для многих последующих, мы, как ни странно, не видим композицию Деисис («моление»), ставшую позднее практически неотъемлемой частью православного иконостаса. Алтарная преграда дополнялась драгоценной завесой, на которой был выткан образ Спасителя; имела Царские и диаконские врата.

Величественная богослужебная утварь появляется в храмах уже во времена Византии. На фото - трон из собора Курской-Коренной пустыни. Работа мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры

Рассказывая об иконостасе храма Софии Константинопольской, невозможно умолчать об остальных деталях алтарного убранства этого великолепнейшего в истории человечества храма, с которыми иконостас составлял единую композицию. Престол был отлит из особого сплава золота, серебра, измельченных драгоценных камней и жемчуга. Когда на него падал солнечный луч, этот необычайный сплав начинал сиять и искриться, бросая отблески на осеняющую престол массивную золотую сень в форме шатровой башни. Золотые и серебряные столпы этой башни были инкрустированы жемчугом и алмазами, украшались изображениями лилий и крестами. Сень радовала взор и другими растительными мотивами: изображением листьев аканфа и райских плодов. Дарохранительница – золотой голубь – словно парила над престолом, закрепленная на тонких золотых цепочках… Золото, серебро, драгоценные камни – всё говорило о красоте и Божественном свете Небесного Царствия. В алтаре находился сребропозлащенный Патриарший трон; в храме также было величественное императорское тронное место – относительно его местоположения мнения расходятся.

Историки свидетельствуют, что иконные изображения на архитравах в доиконоборческий период были распространены достаточно широко. Выполнялись эти изображения в технике чеканки по металлу или резьбы по мрамору. Иконоборцы, в VIII – нач. IX в. подвергшие преследованиям святые иконы и их почитателей, заменили священные изображения на алтарных преградах абстрактными узорами и даже зооморфными сюжетами. Иконы сжигали, росписи уничтожали, мощи святых выбрасывали из храмов, оставшихся верными Православию священников, монахов и мирян тысячами подвергали истязаниям и казнили.

Но время гонений минуло, Седьмой Вселенский Собор при поддержке благочестивой царицы Ирины торжественно принял догмат о почитании святых икон. Воссияло Торжество Православия, которое Церковь празднует и по сей день, в первое воскресенье Великого поста. Храмы стали вновь украшаться святыми образами – с новой силой и вдохновением. Теперь это делалось не только по благочестивому зову сердца, но богословски осознанно и обоснованно – во утверждение истины иконопочитания. На алтарной преграде святые образа стали ставить на архитрав, а первоначально они подвешивались в пространстве между колоннами – интерколумниях. Известно, что император Василий Македонянин (867–886 гг.) повелел украсить архитрав одного из храмов образом Спасителя. Иконы, помещаемые на алтарных преградах, могли быть выполнены на металле, в том числе – в технике эмали. Вскоре там появились образы, написанные темперой.

Древний эпистилий

В собрании монастыря святой Екатерины на Синае хранятся иконы с полукруглым верхом, имеющие петли для подвешивания – древнейшие из них датируются Х в. Там же до наших дней дошли эпистили XII в. – длинные доски, на которых написаны целые ряды священных изображений, выполнявшие роль архитрава: Спаситель с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Предтечей, угодники Божии, сцены из Священного Писания и житий святых. Композиция Деисиса сделалась распространенной частью алтарной преграды уже в XI в. В некоторых храмах иконы святых и праздников писали на отдельных небольших досках.  В дни соответствующих церковных торжеств их снимали с архитрава и клали на аналое для поклонения верующих – продолжение этой традиции мы видим и сегодня, в аналойных иконах, впрочем, не поставляемых на иконостасе. К XIV в. иконы Спасителя и Богоматери начали ставить и в промежутке между колоннами – по бокам от Царских врат.

Мы видим, что к Х–XI вв. – времени принятия Христианства Русью, в Византии, откуда и приняли мы святую веру, практически сформировался двухъярусный иконостас с местным и праздничным рядами. Таким и пришел он на нашу землю. В память о византийском происхождении древнерусского иконостаса мы имеем слово «тябло», происходящее от византийского «темплон» – так именовали жители Империи алтарную преграду. О дальнейшем развитии иконостаса мы, с Божией помощью, поговорим в следующих выпусках нашего журнала.

Алина Сергейчук

Спонсор рубрики - Свято-Троицкое братство г. Щигры

shigri.ru

 

***      ***      ***

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто... Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, — живыми символами соединения того и другого, иначе — святыми тварями.

Это они, зримые в видимом, свободные от сообразия веку сему, преобразовали свое тело и, обновив свой ум, пребывают "превыше мирского слития", в невидимом.

Они, свидетели, — можно сказать, возникают на границе видимого и невидимого, как символические образы видений при переходе от одного сознания к другому.

Они — живая душа человечества, которою оно взошло в мир горний, отложив призрачные мечтания при переходе и, восприняв иной мир, при возвращении долу, себя самих преобразили в ангельские образы мира ангельского. И не случайно этих свидетелей, своими ангельскими ликами делающих нам близким и доступным невидимое, народная молва издавна называет ангелами во плоти…

Это – "облак свидетелей" (Евр.12:1) –святых. Они обступают алтарь, ими, "живыми камнями", построена живая стена иконостаса, ибо они – одновременно в двух мирах и совмещают в себе жизнь здешнюю и жизнь тамошнюю. И, являясь восхищенному умному взору, святые свидетельствуют о Божьем тайнодействии, свидетельствуют своими ликами: духовное видение символично, и эмпирическая кора насквозь пронизана в них светом свыше. Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас».

"Иконостас". Священник Павел Флоренский