Сонм Новомучеников в храме без окон. Беседа с руководителем мастерской «Византия» Дмитрием Фокеевым

 

Фрагмент росписи Покровского храма в Бутырской тюрьме, г. Москва

Мастерская «Византия» благоукрасила множество храмов, среди которых есть и весьма необычный – Покровская церковь Бутырского тюремного замка (именно так именовали эту тюрьму в XVIII веке). Стены церкви украсили изображения новомучеников, когда-то прошедших через заключение в Бутырке.  

 

- Мастерская носит имя «Византия». Вы работаете в византийской стилистике?

- Понятие стиля – тонкий вопрос. Обобщенно наше направление можно назвать каноническим. Мы работаем и в византийской стилистике, беря за образец фрески XV–XVI столетий, и в древнерусской. Конечно, в Древней Руси было множество иконописных школ, но главный авторитет для нас – преподобный Андрей Рублев. Художники нашей мастерской, а сегодня их около тридцати, благоукрашают храмы с 2004 года. За это время у нас сложился свой художественный почерк, основанный на каноне православной живописи. Помимо стенописи мы пишем иконы, создаем иконостасы. Безусловно, при разработке иконографической программы мы учитываем особенности храма и пожелания заказчика. Поэтому каждый объект имеет свое неповторимое лицо.

- Особенно интересна роспись Покровского храма Бутырской тюрьмы. Почти все композиции в ней посвящены Новомученикам. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

- Работа была непростой. Здесь нам довелось написать святых, иконографического изображения большинства из которых до сих пор не существовало. Остались лишь их тюремные фотографии в фас и профиль. Эти фотографии и требовалось превратить в иконографический образ. Композиционное решение также потребовало от художников творческого поиска. Колоссальную помощь в выборе сюжетов нам оказал настоятель храма в Бутырской тюрьме протоиерей Константин Кобелев.

 

- Центром композиции являются святые Царственные страстотерпцы?

- Да, но исключая их, все новомученики, изображенные нами, прошли через Бутырскую тюрьму. Мы расположили святых группами: новомученики, которые были расстреляны на Бутовском полигоне; сонм святых, пострадавших на Соловках, Казахстанские, Малороссийские святые...

 

Мученик Николай Гусев был расстрелян в возрасте 18 лет. Рано осиротев, в 1930-е годы, будучи подростком, он выстроил себе шалаш в подмосковном лесу, вблизи святых источников у села Косино, и стал жить, сдавая вторсырье и собирая грибы и ягоды. Казалось бы, обычный беспризорник. Но мальчик украсил свое скромное жилье иконами, возжег лампады, стал молиться. К нему начали собираться верующие, просить молитв, почитая его за блаженного. Власти не потерпели этого. Юношу арестовали и казнили на Бутовском полигоне 9 октября 1937 года.

 

 

 

 

- Архитектура храма довольно необычна. Это сказалось на композиции росписи?

- Здание тюремного храма имеет цилиндрическую форму. Соответственно, он имеет сферическую поверхность вверху, в куполе, и там мы написали традиционную композицию: Спасителя в окружении архангелов. Но классических сводов в этом храме нет. Еще одна особенность: в Покровской церкви нет ни одного окна.

 

- Отсутствие окон придает зданию мрачность.

- Мы постарались устранить этот эффект. Цветовая гамма росписи достаточно светлая. Мы применили фоны цвета слоновой кости, ультрамарина, а также светло-кирпичного цвета. Но дело не только в отсутствии окон. Большинство прихожан храма – узники, люди с незавидной судьбой. Посещение богослужения должно принести им утешение, облегчение, веру в то, что жизнь наладится, что они с Божией помощью преодолеют трудности. Поэтому, согласно замыслу отца Константина, росписи Покровского храма ни в коем случае не должны казаться печальными или грозными. Даже архангелов в сфере мы постарались сделать слегка улыбающимися, со светлой радостью на лицах. Надеемся, что это настроение передается прихожанам.

 

Спасение священномучеником Иларионом Верейским чекиста Сухова, начальника охраны Соловецкого лагеря, которого уносило на лодке в открытое море, – яркий эпизод из жития святого. «Кто со мной на спасение душ человеческих?» – воскликнул узник-архиепископ и, вместе с подоспевшими единомышленниками, бросился на небольшом карбасе догонять погибавших. Рискуя жизнью, они пробивались через ледяное крошево – шугу. А, мысля по-человечески, можно было бы назвать постигшее Сухова несчастье заслуженной карой и не спасать его, а порадоваться избавлению от мучителя...

 

 

- Тюрьма – особый объект со строгим режимом. Это осложняло работу?

- Храм находится в самом центре территории тюрьмы и чтобы попасть туда, нам приходилось проходить через пропускную систему, сдавать все технические устройства. Первое время с непривычки было жутковато. Но в целом все, что требовалось для работы, было налажено на должном уровне, нам шли навстречу, за что мне хотелось бы высказать благодарность начальнику тюрьмы Сергею Вениаминовичу Телятнику.

Беседовала Елена Вишковская

 

Мастерская «Византия», г. Владимир: artvizantiya.ru

Тел.: +7 (915) 751-23-37  info@artvizantiya.ru