Если они слышат слово Божие – то не только для того, чтобы понять его, но чтобы выполнить. Интервью митрополита Саранского и Мордовского Зиновия

В преддверии Рождества Христова наш корреспондент посетил Саранскую и Мордовскую епархию и встретился с митрополитом Зиновием, задав ему несколько вопросов.

 

– Владыка, Вам довелось служить и в Курской епархии, и в Калмыкии, теперь же Вы возглавляете кафедру Мордовской митрополии. Есть ли разница в характере, ментальности жителей этих, столь отдаленных друг от друга, областей?

– Конечно, калмыки не такие, как куряне, а куряне – иные, нежели мордва. Мордовцы тоже разные: есть мокша, а есть эрзя. У каждого края – свои традиции, свои характерные особенности и в одеждах, и в говоре, и в характере людей. За полгода я, конечно, не успел глубоко познакомиться с Мордовией, но могу сказать, что ее жители – религиозный народ. Если они слышат слово Божие, то не только для того, чтобы услышать и понять его, но чтобы выполнить.

 

– Много ли храмов в митрополии? Достаточно ли их? Строятся ли новые?

– Мы стараемся строить не менее десяти новых храмов в год – по традиции, которая была заложена высокопреосвященнейшим митрополитом Варсонофием, возглавлявшим Саранскую епархию, а затем митрополию с 1991 по март 2014 года. Когда он начинал свое служение, в Республике Мордовия было всего двадцать храмов, а когда владыка передавал митрополию мне – действовало уже около четырехсот церквей. Такого бума храмостроительства, наверное, не имел ни один регион России. Некоторые спрашивают: «Зачем так много?» – Могу ответить, что ни один храм не пустует. Храмы, до которых людям не приходится добираться на перекладных, облегчают жизнь верующих и помогают приходить к Церкви тем, кто не посещал богослужений, когда ближайший приход располагался за тридцать километров. Владыка Варсонофий сказал, что в каждом населенном пункте должна быть хотя бы молитвенная комната, и мы продолжаем выполнять начатое им дело. Но храмоздательство – не самое сложное.

 

– А что сложнее храмоздательства?

– Остро стоит проблема подготовки квалифицированных священнослужителей. Надеюсь, что при определенных усилиях, при слаженной работе структур епархиального управления – молодежного, социального отделов молодежь будет проявлять к нам интерес. На следующую неделю у нас запланирована встреча со студентами Мордовского государственного университета, позавчера мы были на праздновании юбилея исторического факультета, который отмечался широко: в присутствии профессорско-преподавательского состава, корпорации студентов... Мы общаемся и с образовательной средой, и с общественностью, с республиканской научной и культурной элитой – это подает надежду, что республика породит достойных служителей Церкви. Мы стараемся не упускать таких людей.

 

– Есть ли в Мордовии учебные заведения, которые готовят будущих пастырей?

– У нас работает духовное училище. В нем задействованы серьезные профессорско-преподавательские силы, воспитанники получают образование достойного уровня, и мы будем преобразовывать это училище в семинарию. (На сегодня училище уже стало семинарией - ред., 2018).

 

– Есть ли в Мордовии достойные церковные строители, благоукрасители?

– Есть все. В Мордовии – может быть, не в том количестве и не всегда в том качестве, как хотелось бы, – но мы выбираем, ищем. Мордовские мастера зачастую работают на стороне, а у нас трудятся специалисты из других регионов... Мир мастеров – очень подвижный и турбулентный, но думаю, что в умелых руках у нас недостатка не будет.

 

Праведный Феодор Санаксарский

– Какова главная святыня Мордовской митрополии?

– Пожалуй, это Санаксарский монастырь.

 

– В Мордовии находятся лагеря, где пострадало много новомучеников. Я вижу, их здесь особо почитают: поминают на богослужении, в каждом храме есть икона Мордовских новомучеников…

– Для меня это особая тема. Надо пересмотреть материалы о пострадавших за веру. Предстоит привлечь историков, те силы, которые позволят осуществить вторую волну канонизации новомучеников, обрести свидетельства о подвиге святых, которые еще не были найдены.

 

– Какова главная духовная проблема современного человека?

– Она двояка. С одной стороны, это задача противостоять развращающему воздействию информационного пространства – мы говорим о современности, потому что со страстями и с грехом человечество боролось тысячелетиями. А вторая сторона вопроса – это необходимость найти для себя Христа, то есть услышать содержательную сторону Христовых заповедей и применить их в своей жизни. Заповеди всегда были парадоксальны этому миру, но сейчас это особенно очевидно. Христос требует от человека возвышения над оковами и ценностями земного существования. А сегодня в мире господствует всепоглощающая психология вещизма, стремления к удовольствиям, неоязыческого плюрализма – и человеку особенно трудно отрываться от земли. Один из святых сказал, что птице не обязательно сразу полностью запутываться в силках – чтобы не иметь возможности взлететь, ей достаточно зацепиться коготком. А сколько пут держат нас... К вещизму я бы еще добавил повышенное плотоугодие. Человеческое внимание сегодня настроено на то, чтобы телу не стало хуже, при встрече спрашивают: «Как вы себя чувствуете?» Каждой плотской проблеме и проблемке уделяется повышенное внимание, и на духовное уже не хватает ни времени, ни интереса. Но чистые души, чистые сердца, если они услышали зов Христов, прошивают все эти путы и взмывают ввысь духовной жизни, и остаются со Христом, и этот мир Христов был, есть и будет до скончания века.

 

В Макаровском монастыре

– На территории Макаровского монастыря, где расположена и резиденция правящего архиерея, можно увидеть множество маленьких деревянных храмов с бревенчатыми домиками при них. Что это?

– Это скиты. Там живут престарелые монахи и священнослужители на покое, пожелавшие монашеского жительства. Каждый домик разделен на две части: в одной половине проживает престарелый монах, а в другой – его послушник. Тут есть и ученые, которые занимаются богословскими трудами. Это хорошая основа для серьезного духовного развития. Служба может одновременно совершаться сразу в нескольких храмах. Много маленьких храмов – это много возможностей. Когда время позволяет, я служу в скитах. Иногда совершается и соборное богослужение. Здесь не так много монахов, но каждый – это индивидуальность, это личность. У братии есть возможность и для духовного общения, и для уединения. И здесь есть преемство. Для монашества это очень важно.

 

– Есть ли в России сегодня монастыри с настоящей духовной жизнью и много ли их?

Скиты Макаровского мужского монастыря, г. Саранск

– На этот вопрос может ответить только тот, кто знает множество монастырей. Каждая обитель – это удел Пресвятой Богородицы, в каждой из них может состояться монашеский духовный опыт, потому что каждый монастырь имеет устав, освященный многовековой традицией духовного опыта. Конечно, окружение – братия, настоятель – важно для души. Великие подвижники находятся вне человеческого влияния, они умеют освобождаться от него, не принимать воздействий, чуждых духовности. Но монастыри, в которых все слаженно, сегодня, слава Богу, есть. Называть их я не буду, так как не знаю всех.

 

– Можно ли сказать, что сегодня в России идет возрождение духовной, подлинно монашеской жизни?

– Да. Положительная динамика есть. Восьмого и девятого октября Святейший Патриарх собирал игуменов и игумений со всей России; поскольку я являюсь настоятелем Макаровского Иоанно-Богословского монастыря, я там присутствовал. Сейчас разработано Положение о монастырях и монашествующих. Я думаю, что те монастыри, которые вошли в процесс освоения этого Положения, будут развиваться, а те, кто относятся к нему прохладно – наверное, теплохладны и к самому монашеству.

 

– Что Вы, как архиерей, стараетесь донести до братии монастырей?

– Любить монашеский подвиг. Помнить, что Сама Матерь Божия, как чадолюбивая мать, ведет каждого инока с момента пострига, за ручку ведет, душу оберегает от искушений, помогая вставать, если споткнулись, направляет к Сыну Своему. Спасителю.

 

Макаровский мужской монастырь, г. Саранск

– Чего бы Вы пожелали к Рождеству нашим читателям?

– Главным тезисом православной веры, главной мыслью, которая вдохновила человечество к обращению к Богу, является то, что Господь явился во плоти, чтобы нас возвести к Горнему миру. Для человека в этом заключается особая радость: Господь Бог стал нашим сродником по человеческой природе, и благодаря этому нам дана Церковь и все, что в ней. И я желаю, чтобы мы помнили, что основной целью нашей жизни является следование за Христом, уподобление Ему и соединение с Ним в Таинствах, и это приуготовит нас к вхождению в Царствие Божие.

 

Беседовала Алина Сергейчук, 2015 г.