Рельефная икона: канон и техника, святыня и искусство

Список «Влахернской» иконы Божией Матери, созданной в XVIII в., выполнен И.И. и Р.А. Азбухановыми для Спасо- Влахернского женского монастыря

Иконный образ может быть не только писаным на плоской доске. Причем нельзя сказать, какая икона более традиционна и канонична: писаная или, например, резная. На Руси был период, когда резные образа находились под запретом – но для Византии рельефная икона характерна наряду с иконописью, фреской и мозаикой. Одним из таких образов была Влахернская икона Божией Матери, получившая свое имя благодаря одному из самых известных и значимых в истории Православия храмов Империи ромеев.

В России находится несколько почитаемых образов Влахернской Богоматери. О них, а также об особенностях их иконографии и техники создания, нам рассказали мастера, возродившие в наше время искусство византийского иконного рельефа – Рашид и Инесса Азбухановы. С иконой Божией Матери «Влахернской» художникам довелось поработать: в разные годы они создали копии двух ее списков разных столетий.  

Рашид и Инесса Азбухановы более двадцати лет работают над возрождением искусства резной иконы. Лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г. Заслуженные художники России. Почетные члены Российской Академии Художеств. Супруги являются авторами более ста произведений, которые находятся в храмах, музеях, частных коллекциях.

 

Влахернская икона: взгляд художника

- С какими из списков Влахернской иконы Божией Матери вам приходилось работать?

- В 2003 году по просьбе настоятеля Спасо-Влахернского монастыря мы сделали образ – копию святыни XVI века, хранившейся в то время в музее прп. Андрея Рублева. В 2016 году к нам обратился музей «Кузьминки» с просьбой сделать список другой Влахернской иконы, хранящейся в депозитарии Третьяковской галереи, для храма, который действует на территории музея-усадьбы. Эта вторая икона – самая древняя реликвия Галереи и один из стариннейших образов Пресвятой Богородицы в России. Она датируется IX веком, а по предположению некоторых специалистов – даже VII столетием. Икона была родовой у князей Голицыных. Работа с образом требует погружения, проникновения в его пластику, дух, историю. И промыслительно, что погружение это было у нас постепенным: сначала XVIII век, затем – VII. Византийская пластика VII–VIII веков сильно отличается от современной.

- Есть ли разница между списками разных веков?

- Все древние Влахернские иконы – рельефные, но техника их создания, а также иконография может несколько отличаться. Икона VII века – не резная: она из воска и мастики, набивная, на деревянной доске. В мастику закатаны мощи и даже частица Ризы Пресвятой Богородицы. Остальные списки – резные. Мы вырезали иконы на дереве, потом тонировали, покрывали воскомастихом. Работа шла долго, требовала большого творческого напряжения. На Влахернской иконе Богоматерь слегка улыбается, причем один видит эту улыбку, другой – нет. Передать ее очень сложно. Если икона XVIII века выполнена в цвете, покрыта левкасом и расписана в традиционной иконописной манере, то древний образ из Третьяковской галереи – монохромный, дерево не расписано. Мы вырезали список этого образа из липы и с помощью пигментов придали ему тот цвет, который имеет старая икона. Образ VII века отличается и по иконографии: удлиненный лик с миндалевидными очами, головной убор...

 

- Иногда приходится слышать, что рельефная икона не традиционна для Православия...

- Это традиционная техника создания икон в Византии. Для православной византийской иконы был характерен именно низкий рельеф. Иногда дерево левкасили, иногда – нет. Резная икона могла находиться в храме, а могла быть походной. На Руси рельефные образы были запрещены в XVII веке, при патриархе Никоне, поэтому русских резных икон до нас дошло очень мало. Почему был наложен запрет? – Думаю, потому, что создание резной иконы очень трудоемко и многие мастера того времени делали свою работу кустарно, а писаная икона находилась на высоте. Когда 30 лет назад мы обратились к этой теме, то взяли за основу искусство Византии. Сохранились некоторые образцы византийской рельефной иконы. Эта пластика заворожила нас.

 

«Икона на рези»: художественный поиск

Мученик Трифон. Икона работы И.И. и Р.А. Азбухановых

- С Влахернской иконы вы делали копии, но большинство созданных вами образов – авторская работа.

- Мы не копируем иконы, но существует канон, извод – традиция изображения тех или иных святых. Сделать точную копию древней иконы невозможно: художника, живущего в наше время, окружает мир, сильно отличающийся от Византии или Древней Руси. Работа немыслима без художественного поиска. Она требует погружения, любви к тому, с чем ты соприкасаешься. Инструменты, дерево, используемые нами – такие же, как в старину. А мы – другие. И хорошо, если через сто лет потомки будут понимать, при взгляде на икону, что это – XXI век, а не XIX или XVII.

 

- Лучшие образцы резной иконы не уступают по тонкости исполнения писаному образу.

- Это сложнее, чем письмо. Сначала создается рельеф, на него накладывается цвет. Нами применяется особая, очень сложная техника. Иконы вырезаются из разных пород дерева: липы, кедра, алтайской сосны и других. Мы работаем без левкаса, который применяется, чтобы скрыть древесину. Фактура, цвет дерева привносит свои штрихи в образ, дает особую теплоту, подсказывает нам художественное решение. Цвет наносим натуральными пигментами. Втираем их с помощью ткани, поскольку писать на рельефе кистью не всегда возможно. Покрываем образ или делаем ассист сусальным золотом, платиной, серебром.

 

Подготовила Алина Сергейчук

 

Историческая справка:

 

  1. Влахернская икона Божией Матери получила свое именование по храму в местечке Влахерны под Константинополем, где она хранилась с V столетия до самого падения Византийской империи. Этот образ был воинским: императоры брали его с собой в походы на врагов.

Затем древняя Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1653 году с Афона – на Русь, в дар царю Алексею Михайловичу Тишайшему. Образ хранился в Успенском соборе Московского Кремля. В тридцатые годы ХХ столетия он вошел в собрание Музеев Московского Кремля, где и пребывает по сей день.

  1. Одновременно с этой иконой был принесен ее список VII (или IX) века, который затем, на протяжении столетий, пребывал в созданном в честь него храме в селе Кузьминки. Село это сначала было имением Строгановых, затем – Голицыных. После революции данный образ попал в Третьяковскую галерею. В 2016 году с него сделали копию художники Азбухановы.
  2. При Петре I, в конце XVII века, с древнейшей иконы Влахернской Божией Матери русскими мастерами был создан список, обретший свое место в Высоко-Петровском монастыре.
  3. В 1705 году, так же в России, с Влахернской иконы сделали еще один список. Долгое время он был фамильной святыней дворянского рода Головиных, а в середине XIX века Анна Головина передала образ в созданный ею Спасо-Влахернский женский монастырь. В ХХ веке он оказался в музее им. Андрея Рублева. В 2003 году супругами Азбухановыми для монастыря был создан список этой древней святыни, а в 2015 году в обитель вернулся и сам старинный образ.

Дни празднования Влахернской иконы Божией Матери: 3/16 апреля и 7/20 июля.