Мы чтим традиции ростовской финифти

Беседа с коммерческим директором ЗАО «Ростовская финифть» Алексеем Михайловичем Доровским

В этом году исполнилось сто лет фабрике «Ростовская финифть». Отсчет времени ведется с 1918 года, когда ростовские художники-эмальеры объединились в артель. Сам же финифтяной промысел пришел в Ростов Великий в XVIII столетии. Не все знают, что его начало было связано именно с церковным искусством: первые мастера трудились при архиерейском доме и делали дробницы для митр. Сегодня украшенная эмалью утварь вновь становится великолепным вкладом в церковные ризницы.  

 

- Одним из основных направлений работы фабрики является богослужебная утварь?

- Да. Заказы на потиры и богослужебные Евангелия поступают к нам постоянно. Евхаристические чаши из серебра украшаются орнаментами в технике горячей перегородчатой эмали, эмали по скани, вставками из камней и, конечно же, финифтью. Миниатюрные образки-дробницы пишут эмалевыми красками на металлических пластинах и припаивают к чаше. Такие потиры становятся украшениями ризниц кафедральных соборов, приходских храмов, монастырей. Чаще всего у нас заказывают потиры емкостью 0.5 литра или литр. Не меньшим спросом пользуются богослужебные Евангелия, наперсные кресты, панагии. Делаем мы и напрестольные кресты.

 

- Утварь создается строго на заказ?

- И да, и нет. Большинство работ выполняется по индивидуальному эскизу, в одном экземпляре. Даже если один и тот же мастер создает две работы по одному проекту – отличия все равно будут, ведь это полностью ручная работа. Но периодически у нас появляются изделия, выполненные в качестве образцов работы для наших будущих заказчиков. Когда человек видит изделие вживую – ему легче определиться и понять, что ему нужно. Но, как правило, эти вещи достаточно быстро раскупают, и мастерам приходится делать новые образцы. Ситуация, когда красивое изделие нужно срочно, возникает очень часто: например, потребовался подарок к какому-то празднику, к архиерейскому богослужению. И обычно людям удается найти у нас то, что нужно.

 

- Сколько времени мастер работает над изделием?

- Все зависит от сложности работы. В спокойном режиме, к примеру, потир делается 30 – 40 дней. А иногда мы выполняем заказы за неделю-полторы – если в этом есть необходимость. Над некоторыми же сложными иконами мы работали и по три месяца.

 

- Утварь с эмалью доступна только для богатого храма?

- Главным образом, это, конечно, дорогие изделия. Но мы стараемся всегда идти навстречу заказчикам и создаем относительно доступные предметы церковной утвари. Стоимость того же потира зависит от количества ручного труда. Чем меньше на чаше скани, перегородчатой эмали – тем ниже цена изделия. Иногда мы создаем потиры не из серебра, а из латуни. Но тут есть сложность технологического характера: горячие эмали «дружат» только с благородными металлами – на них они смотрятся наиболее ярко, сочно, светоносно. Поэтому, например, можно сделать латунный потир с финифтяными накладками, а вот покрывать эмалевым орнаментом сам корпус не стоит. Мы отвечаем за каждое изделие и предлагаем только те варианты, которые получатся действительно красивыми.

 

- Есть ли у вас ассортимент изделий для мирян?

- Конечно! Это и эксклюзивные работы: например, Библия или молитвослов в эмалевом переплете, ценная икона в домашний святой угол, и серийные изделия. У нас есть направление недорогих именных икон. Представлены практически все распространенные имена и чтимые святые, более 100 вариантов. Изделия стоимостью 2–3 тысячи рублей покупают у нас и частные лица, и церковные лавки, и ювелирные магазины. Размер образка – 8 на 7 см, эмалевая иконка обрамлена деревянным макетом. Часто к нам обращаются с просьбой написать икону редкого святого, и наши художники с радостью берутся за эту работу.

 

- Драгоценные иконы часто приобретают в подарок?

- Да, наверное, чаще всего. Эмаль практически вечна: она не выгорает, не расслаивается. Образ будет передаваться из поколения в поколение.

 

- Финифтяная икона – это словосочетание ассоциируется с иконой в живописном стиле, однако в вашем каталоге я вижу иконы, созданные «в каноне», в древнерусской эстетике.

- Отдельная линейка наших работ – иконы, написанные горячими эмалями. В данной технике умеет работать не так много мастеров. По стилистике письма такие образы ближе к канонической темперной древнерусской живописи, нежели финифть. Хотя и в технике финифти можно написать образ в любом стиле. Многие работы напоминают о стилистике русского модерна – эпохи, когда эмальерное искусство в нашей стране переживало свое второе рождение.

 

- Источником вдохновения для мастеров «Ростовской финифти» становятся произведения старинных мастеров?

- Мы чтим традиции и уделяем немалое внимание изучению истории эмальерного дела. Мы всегда помним, что являемся не только производителями красивых вещей, но и продолжателями промысла – «Ростовская финифть» это его единственный официальный представитель. Это большая ответственность: мы отвечаем за продолжение и развитие искусства финифти перед русским народом и государством. К слову сказать, мы единственные имеем право называться именно «Ростовской финифтью» – это название закреплено за фабрикой патентом. При фабрике работает музей, где представлены работы старинных и современных мастеров. По ним можно отследить, как развивался промысел. Современные работы сложнее, украшены более тонкой филигранью. Мы можем создать как абсолютно новые работы, соответствующие традициям и канонам Церкви, так и реплики старинных работ. Бывает, что люди приходят в музей, смотрят и говорят: «Сделайте нам так же»... И для них создается утварь, аналогичная той, на которой совершалось богослужение в XIX столетии.

 

Беседовала Наталья Зубкова

 К слову:

Процесс создания финифти требует от мастера большого искусства. Эмалевая икона пишется приблизительно так же, как и живописная. Живопись на образке состоит из нескольких слоев, обычно 3–4. Но, в отличие от обычной иконы, после написания каждого из этих слоев эмалевое изделие проходит обжиг при температуре около 800 градусов. Сначала наносится «грунт» – эмаль белого цвета. Затем художник начинает создавать рисунок. Каждый слой имеет свое название. Первый именуется малевкой, затем идет прочерк, потом подтенок. Постепенно изображение становится все четче и выразительнее, приобретает мелкие детали, акценты.