Сень над святыми мощами – свидетельство Небесной славы

Серебряная рака для мощей вмц. Екатерины, почивающих в монастыре на горе Синай, была изготовлена в России

В римских катакомбах верующие совершали богослужения над гробами мучеников. В храме Софии Константинопольской частицы мощей святых были вставлены в капители колонн – в знак того, что угодники Божии являются «столпами Церкви», по слову Откровения: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3, 12). Но наиболее традиционным способом почитания мощей в храме стал обычай полагать их в богато украшенные раки. Так рака для мощей – свидетельство Небесной славы угодника Божия и его почитания земным коленом Церкви.

 

Уже из древнерусского «Сказания» о благоверных князьях Борисе и Глебе мы узнаем, что их святые останки были положены в каменные раки в церкви в Вышгороде, под Киевом. Летописец указывает на это, как на особое благословение храму, городу и Русской земле в целом. При этом Вышгород в тексте уподобляется Солуню – месту пребывания мощей особо почитаемого на Руси греческого святого – великомученика Димитрия Мироточивого. Позднее князь Святополк Изяславович, внук Ярослава Мудрого, приказал изготовить для мощей святых Бориса и Глеба новые раки – из серебра. Владимир Мономах решил превзойти своего родича. Он прислал в храм искусного мастера, повелев ему тайно, ночью, оковать гробницы золотыми листами, что и было исполнено. Произошло это в 1002 году.

К XVI – XVII столетиям создание рак для святых мощей фактически стало делом государственным. В «Пискаревском летописце» – источнике XVII века повествуется о том, что повелением царя Феодора Иоанновича «зачали делати раки серебряные кованные, многоценные великим светильникам, столпам Русской земли Петру и Алексию, Ионе и Пафнутию, и Сергию, и Кириллу Белозерскому, и Макарию Калязинскому, и Василию Блаженному». Изготовлением этих гробниц занимались мастера Оружейной палаты в Кремле. Как правило, гробница святого представляла собой комплекс из собственно раки – ларца, в котором почивали мощи, помоста, на котором эта рака стояла, и величественного кивория, осеняющего святыню. Изготавливали раки и сени над ними из дерева, которое украшали резьбой или обивали листами драгоценных металлов, декорированных басмой, чеканкой, гравировкой, эмалями и каменьями.

Рака вмц. Екатерины. Фрагмент

Когда Россия стала покровительницей Православия во всем мире, ее государи стали делать вклады для украшения главных святынь Христианства в мире. В 80-е годы XVII столетия в царских мастерских Серебряной палаты в Москве была создана серебряная рака для мощей великомученицы Екатерины, почивающих в далеком Египте, в монастыре на горе Синай. Эта рака стала даром обители от царей Петра (будущего Великого) и Иоанна, а также от их сестры царевны Софьи. Крышка раки украшалась высокорельефным чеканным изображением святой, на ее торцах и переднем фасаде выделялись крупные медальоны с дарственной надписью и молитвой к великомученице, отчеканенные изысканной, замысловатой древнерусской вязью. Интересно что позднее, в XIX столетии, в монастырь святой Екатерины была пожертвована еще одна рака из России – на этот раз от частной благотворительницы, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери знаменитого соратника императрицы Екатерины II.

Осененная великолепным балдахином, украшенная золотом, серебром и каменьями рака уподобляется тому месту покоя, райскому ложу, которое уготовано угодникам Божиим в Царствии Небесном. В житиях святых встречаются эпизоды, повествующие о том, как Господь показывал мученикам и преподобным места их вечного упокоения и блаженства еще во время их земного подвига. Кивории (сени) издревле устраивали не только над раками святых, но и над царскими местами в храме, и нередко – над Престолом в алтаре. Этим самым рака уподобляется трону, незримо восседая на котором, угодник Божий принимает молитвы верующих и помогает им силой Господней благодати.

Петр I переносит во вновь основанную столицу мощи блгв. князя Александра Невского

Традиция украшения святых мощей продолжалась и развивалась на всем протяжении существования Российской империи. В XVIII столетии император Петр I торжественно перенес из Владимира в Александро-Невскую лавру мощи благоверного князя Александра Невского. Это действие было исполнено веры и глубокой духовной символики: царь призывал на вновь основанную им столицу молитвенное заступничество одного из главных небесных покровителей исторической Руси. Мощи положили в резную деревянную раку с серебряными накладками. Позднее, в царствование императрицы Елисаветы Петровны, для раки благоверного князя было создано обрамление из серебра, которое представляло собой сложнейшее архитектурное сооружение, решенное в стиле барокко. Рака находилась в серебряном ковчеге, украшенном барельефами, над ней устроили сень, увенчанную
скульптурой. Позади раки установили грандиозную серебряную пирамиду, которую украшали рельефные изображения из жития блгв. кн. Александра, а вверху венчали фигуры ангелов, держащих икону. По бокам от раки располагались символические "трофеи" с флагами, доспехами и оружием. В композицию входили и два серебряных подсвечника, которые были установлены перед ракой. Общий вес ансамбля раки составлял полторы тонны. В 1922 году рака с мощами блгв. князя Александра разделила участь многих других русских святынь. Ее вскрыли, а затем изъяли. К счастью, выдающееся произведение церковного искусства было сохранено для потомков, оказавшись в музее "Эрмитаж", где находится по сей день.

В годы гонений. Изъятие раки блгв. кн. Александра из Александро-Невской лавры

В годы гонений на веру большинство мощей святых в России было поругано и изъято. Драгоценные раки, памятники церковного искусства, отправляли на переплавку. Когда лихолетье миновало, в храмах вновь стали появляться ларцы с чудотворными святынями. Одни из них изготавливали из драгоценных материалов, другие – из дерева, впрочем, искусно украшенного. Так, мастера Свято-Троицкого братства г. Щигры выполнили раку с увенчанной позолоченными главками шатровой сенью для мощей преподобного Ферапонта Можайского. Небольшая и компактная, она гармонично смотрится в отведенном ей месте около иконостаса. Сень над мощами свт. Тихона Задонского, напротив, величественна и монументальна. Она напоминает древнерусский храм с высоким верхом, обрамленным кокошниками. Сень над мощами прп. Афанасия Серпуховского имеет иную форму. Ее округлый силуэт перекликается с арками, украшающими храм, а пышные резные детали – с написанными в этих арках диковинными райскими растениями.

Сень и грорбница над мощами прпп. Иулиании и Евпраксии, Зачатьевский монастырь, г. Москва. Работа Свято-Троицкого братства г. Щигры

В 2018 году мастера Свято-Троицкого братства украсили гробницу преподобных Иулиании и Евапраксии, почивающих в Зачатьевском женском монастыре г. Москвы. Собор этой обители, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, имеет несколько приделов, каждый из которых – самостоятельное произведение церковного искусства. Величествен и просторен главный храм. Малые приделы украшены невысокими иконостасами, декорированными тонкой и мелкой резьбой, радостно подцвеченной яркими эмалями и деликатно украшенной частичным золочением. В этом же стиле выполнены гробница и сень над мощами преподобных основательниц монастыря, почивающими под спудом. Продолжая традиции работы древнерусских мастеров, художники Свято-Троицкого Братства сделали раку и сень деревянными и украсили их металлическими накладками. Цветовое решение композиции затейливо и многообразно: здесь и натуральное дерево, и строгое благородство серебра, и золотые огоньки на глубоком алом фоне. Мастера использовали позолоту разных тонов: белое, желтое золото.  Гробница прп. Иулиании и Евпраксии украшена медальонами с иконами, воспроизводящими сюжеты из их жития. На стене над ракой – большой образ в сребропозлащенном обрамлении – часть композиции сени. Металлические элементы выполнены в технике гальванопластики. Серебро оттенено чернением. В сквозной резьбе сложных узорных карнизов – абрисы райских птиц. Опирающаяся на изящные резные колонны сень напоминает то ли сказочный теремок, то ли небольшую церковку – творение старинного московского зодчего, украшенное тремя устремленными ввысь шатрами и двумя рядами кокошников. Взирая на нее, невольно погружаешься умом вглубь истории. Совсем неподалеку отсюда, в Чертолье, на месте Храма Христа Спасителя, стояла похожая церковь, правда, с двумя, а не с тремя шатрами, окруженными рядами кокошников, – Преображенский храм Алексеевского монастыря. Храм этот имел прямое отношение к Зачатьевской обители. Сгоревший во время Большого московского пожара 1547 года Зачатьевский монастырь был переведен царем Иоанном Грозным в Чертолье и отстроен там заново, на старом же месте остались не пожелавшие покинуть его насельницы. Так из общего корня произросли две обители, и сегодня освящающие Первопрестольную: Зачатьевская – на месте подвига прп. Иулиании и Евпраксии и Алексеевская, перенесенная в XIX веке в Красное село.

Алина Сергейчук

Свято-Троицкое братство г. Щигры

+7 (495) 778-37-36, www.shigri.ru