Православный храм в Монголии расписан в древнерусской традиции

Что мы знаем о Монголии? Есть ли там русские люди? Православные? Как они живут? Об этом – в беседе с настоятелем единственного православного храма в Монголии, Свято-Троицкого прихода в Улан-Баторе, священником Алексеем Трубачом. 

 

- В Монголии всего один православный храм. Много ли в нем прихожан?

- На воскресную службу приходит 40–60 человек, это наши постоянные прихожане. На пасхальном богослужении бывает 300–400 молящихся. В течение года в храм заходит еще около 1000 человек. Большинство приходящих в храм – славяне: русские, украинцы, белорусы, молдаване, есть сербы. Если приезжают греки – они тоже приходят к нам. Есть и монгольская часть прихода. За десять лет я крестил около 60 монгол, из них прихожанами стало 20.

 

- Большинство монгол – буддисты-ламаисты?

- Этой религии придерживается около 70% населения, но в их вере много язычества. Сознание местных жителей очень материалистично, духовные запросы у них практически отсутствуют, да и культурный уровень у большинства невысок. Есть мусульмане – это казахи, компактно проживающие в Монголии. Есть шаманисты – язычники в чистом виде. Впрочем, и многие буддисты обращаются к шаманам.

 

- Как относятся монголы к русским?

- В этой стране не очень-то любят иностранцев. Соответственно, приходится и хулиганов из храма периодически выводить, и на улице встречать агрессию. Когда-то в Монголии было особое уважение к русским и России. Старшее поколение еще что-то помнит об этом, а у людей моложе 40 лет недружелюбное отношение распространяется на любых иностранцев, без различий. Культурное влияние России не исчезло, но постепенно оно сходит на нет. И все же, какая-то память о России у людей осталась. Некоторые обращаются в православный храм именно благодаря симпатии к русскому народу. Мы стараемся давать приходящим к нам людям возможность стать ближе к русской культуре и через это привести их к православию. На нашем приходском здании развевается российский флаг. Это и защита, и привлечение новых людей. Для нас очень важно, что мы представляем Россию, Русскую Православную Церковь. Многие и крестятся именно потому, что хотят быть такими, как русские.

 

- А что их вдохновляет в русском человеке?

- Широта души, конечно же. Сила характера, сила духа.

 

- Русские люди, проживающие в Монголии – кто они?

- Первая волна приезжих была в тридцатые годы. Люди бежали от голода, потом граница закрылась, и они остались здесь. Кто-то в советский период создал смешанные семьи и осел в Монголии. Есть специалисты, которые работают и проживают здесь временно: дипломаты, учителя, сотрудники Улан-Баторской железной дороги РЖД – они тоже посещают наш храм.

 

- Как Вы попали в Монголию?

- Отдел Внешних Церковных связей может предложить священнику служить за границей, но принять ли приглашение – дело самого батюшки, никого не неволят. Мне в 2005 году предложили отправиться в Монголию. Это было непростое решение. Я знал, что такое Монголия: мой отец работал здесь с 1982 по 1984 годы. Никакого желания ехать у меня не было, но долг есть долг. Надо было послужить Церкви и Отечеству, я сделал этот выбор и не жалею – думаю, что это было правильно.

 

- Расскажите об истории православной веры в Монголии.

- Первые православные богослужения в Монголии начались в 1864 году. Храм был построен при консульстве Российской империи. Его закрыли в 1922 году, остатки здания сохранились на территории посольства России. Вновь русский приход открылся в 1988 году. Под него отвели пустующую территорию советского торгового представительства. На территории – приходское здание, сначала был домовый храм, а к 2009 году построили новый. Его освятили в честь Пресвятой Троицы. Территория у нас обнесена оградой, на входе колокольня. Еще у нас есть свой спортзал.

 

- При храме проводятся спортивные занятия?

- У нас действуют секции айкидо, бокса. Занятия айкидо входят в программу воскресной школы – наряду с библейской историей. Монголы тоже занимаются в наших секциях, но на платной основе. А для детей прихожан все бесплатно. Мы своих тренируем, им надо будет жить здесь, в Монголии, а тут надо быть крепкими не только духовно, но и физически. Секции дают россиянам возможность заниматься спортом – как я уже говорил, тут господствует ксенофобия, и ходить в монгольские секции или отдавать туда детей русские люди не могут.

 

- Троицкий храм был построен при поддержке России?

- Исключительно. Он возведен благодаря помощи российско-монгольского горноперерабатывающего комбината «Эрденет». В 2005 году приход посетил В.В. Путин. Владимир Владимирович помог нам решить вопрос с землей. А в 2018 приезжал С.К. Шойгу. Очень хорошие были оба посещения.

 

- Благоукрашали храм мастера из России?

- Расписывала храм, создавала иконостас и иконы мастерская «Иконис». С ее руководителем Павлом Никулиным мы познакомились через общих знакомых в Московской Духовной Академии. Мне сразу понравился его стиль, подход к работе, приверженность к традиции русской иконописи. Мы сразу же нашли общий язык.

 

- Роспись храма выполнена в стилистике Московской Руси XV – XVI столетий: обилие тонких затейливых орнаментов, мелких деталей, канонические образы. Почему выбрали именно это направление?

- Мне хотелось, чтобы единственный православный храм в Монголии был расписан именно в древнерусской традиции. К тому же, храм посвящен Святой Троице – соответственно, в центре композиции у нас образ Троицы, а это прп. Андрей Рублев... Отсюда и иконостас, и роспись. Цветовая гамма у нас немного ярче, чем в московской иконописи XV–XVI века – хотелось придать входящим под своды храма дополнительный импульс радости, бодрости. Впрочем, краски все же менее яркие, нежели в росписи греческих храмов.

 

- Отражены ли в иконостасе и стенописи какие-то мотивы, связанные с Монголией?

- В стенопись включены надписи на монгольском языке, в частности, текст Символа веры. Тема связи Монголии и России повлияла на выбор икон. Например, у нас есть образ благоверного князя Александра Невского: он посетил Монголию в 1250 году. В Золотой орде князь бывал чаще, из одиннадцати лет своего великого княжения пять он провел там. Сын хана Батыя Сартак стал побратимом Александра Ярославича и христианином. Сотня монгольских бойцов участвовала в Ледовом побоище на стороне русских. Александр Невский показал другим князьям, что с монголами можно договариваться. Он налаживал связи с христианами, которых тогда в Орде было немало. Половина монгол была христианами – правда, несторианами, но они были ближе к православным, чем католики. Когда в 1256 году Батый умер, воцарился его брат Берхе, мусульманин. Он убил Сартака и хотел перебить всех детей Батыя, но те бежали в Россию, в Ростов – возможно, в этом им помог князь Александр. Среди этих монгол был еще один сын Батыя, тоже христианин, его звали Даяр. Он женился, стал родоначальником многих знатных русских родов. А после смерти супруги принял монашество с именем Петр, угодил Богу и в XVI веке был прославлен Русской Церковью как святой Петр, царевич Ордынский. Чистокровный монгол, правнук Чингисхана – святой Русской Православной Церкви! Его икона есть у нас в иконостасе.

 

- В 2018 году исполнилось десять лет с тех пор, как Троицкий храм в Улан-Баторе был расписан и украсился иконостасом. За эти годы вы имели возможность оценить качество работы, ее долговечность.

- Все сделано на славу, по совести и с душой. Я прихожу в храм и радуюсь. В Монголии это действительно отдушина. В храме мы чувствуем себя дома. Очень важно, чтобы у людей был такой глоток свежего воздуха. Собственно, основная цель нашего прихода – поддержка русских людей, приезжающих в Монголию.

 

- Люди сплачиваются вокруг храма?

- Приход у нас небольшой, но дружный. Я очень доволен тем, что народ сплотился. В 2005 году, когда я сюда приехал, было полное опустошение. Прихожан практически не было, не было ни хора, ни алтарников. Сейчас община достаточно крепкая, самостоятельная. Люди могут самоорганизоваться. Регулярно проводятся трапезы, женщины несут дежурство по кухне. Это считается почетной обязанностью, даже конкурсы проводятся. Готовят у нас в традициях русской кухни, столы изобилуют – такое утешение людям очень нужно, ведь уровень жизни в Монголии очень низкий.

 

- В Монголии резко континентальный климат, зимой –40 градусов, а на сайте храма я видела фотографии с крещенского купания в проруби...

- Это воспитывает характер. Дает решимость. Для нас это не развлечение, а духовное упражнение.

 

Беседовала Алина Сергейчук

Мастерская «Иконис»

+ 7 (926) 354-12-39
+7 (499) 343-34-02
iconis@yandex.ru
iconis.ru