Гвозди Распятия Христова

Гвоздь Распятия Христова, хранящийся в соборе г. Трир (Франция)

То, как верующие воздавали честь святыням, как украшали и обрамляли их, немало говорит о жизни людей того времени и особенностях их восприятия. В наших изданиях мы уже рассказывали о судьбах великих реликвий Христианства – например, о Терновом Венце Спасителя. Сегодня же обратим взор на гвозди, которыми был распят Божественный Страдалец.

Гвозди, которыми был распят Господь Иисус Христос, – свидетельство того, какие муки Он претерпел. Всего гвоздей было четыре, но в наши дни известно гораздо большее число реликвий, почитаемых как гвозди Распятия Христова. Как такое возможно? – Часть гвоздей представляет собой освященные копии, имеющие те же параметры, что и оригинал. В них вплавлена и часть металла от гвоздей Распятия, так что реликвии эти действительно являются святынями. Также существует легенда, что святая царица Елена, обретшая гвозди Христовы, приказала отлить из них двенадцать гвоздей меньшего размера. Впрочем, гвозди, которые можно увидеть сегодня, и так достаточно велики: четырехгранный кованый гвоздь имеет длину четырнадцать с половиной сантиметров и весит около восьмидесяти четырех граммов.

Какова же судьба гвоздей Распятия? Святая царица Елена обрела их вместе с Крестом Господним и, как великую святыню, взяла с собой в Константинополь. Но по дороге разыгралась страшная буря. Корабль, на котором плыла императрица, грозил потонуть. Святая Елена, помолившись, бросила в пучину вод один из гвоздей – и шторм утих. Путники благополучно продолжили плавание.

Из трех гвоздей, доставленных в столицу ромеев, один стал личной святыней императора Константина, который вправил его в драгоценную сбрую своего коня. Проводя много времени в седле, он хотел, чтобы Гвоздь Христов сопровождал его в дальних походах, защищал благодатью Божией от врагов видимых и невидимых. Еще один крест украсил императорскую корону.

Шли годы. Умирали могущественные цари, им на смену приходили другие, а святыни передавались из поколения в поколение, иногда меняя место хранения и обрамление.

В конце XII столетия гвоздю от Распятия с сохранившейся на нем кровью Христовой поклонился в храме Святой Софии Константинопольской русский паломник Антоний Новгородский. О нахождении Гвоздя в Царьграде свидетельствует и испанский путешественник Перо Тафур, видевший святыню уже в 1430-х годах. Гвоздь вместе с прочими реликвиями Страстей Христовых выносили для поклонения верующих в Страстную седмицу. Во время IV Крестового похода святыня была похищена из Константинополя.

В кафедральном соборе небольшого итальянского города Монца, что близ Милана, хранится одна из наиболее чтимых реликвий средневековой Европы – так называемая Железная корона, едва ли не самая старая корона мира. Это небольшой, украшенный каменьями и перегородчатой эмалью венец красного золота, внутри которого находился обруч, по преданию, выполненный из Гвоздя Господня. Ширина короны – три дюйма. Ее украшают двадцать два неограненных драгоценных и полудрагоценных камня, достаточно крупных. Венец состоит из шести секций, соединенных между собой петлями и надежно укрепленных на находящемся внутри обруче.

Гвоздь, хранящийся в Трире, – одна из святынь так называемого Переносного алтаря св. Андрея, выполненного из золота и богато украшенного между 977 и 993 гг. ювелирами, работавшими под руководством архиепископа Эгберта. Гвоздь обрамлен искусной работы золотым реликварием. Его можно увидеть и сегодня. Особенность реликвария – его небольшой размер: это не ларец, а скорее футляр, достаточно точно повторяющий форму гвоздя. Съемная крышка, расположенная над шляпкой, украшена крупным синим камнем. Подобные камни украшают и другие части реликвария. Для каждого из них выполнен особый каст, соответствующий форме камня. Здесь же, в соборе г. Трира, почивает мощами и св. царица Елена, обретшая гвоздь.

Ларец, содержащий гвоздь Распятия и частицу Креста Христова, хранящийся в соборе Парижской Богоматери

В Милане Гвоздь от Распятия расположен над алтарем, на недосягаемой высоте: обычай хранить святыни в недоступных для прикосновения местах присущ католической Европе. Впрочем, раз в году, в сентябре, святыню торжественно спускают вниз для сугубой молитвы перед ней. Особая машина для этого была выполнена знаменитым Леонардо да Винчи. По преданию, в Миланском соборе хранится тот из гвоздей, который сопровождал в походах императора Константина, будучи вправленным в уздечку его лошади.

Церковь Санта Кроче ин Джерузалемме расположена на юго-восточной окраине Рима, у Аврелиановой стены. На ее месте когда-то стоял дом царицы Елены, ставший затем императорской резиденцией. После кончины святой ее сын – император Константин – превратил часть здания в церковь. Здесь с древнейших времен хранятся драгоценные реликварии. В один из них, выполненный в форме креста, вмонтированы три частицы Креста Христова, в другом хранятся святой Гвоздь и два шипа от Тернового венца.

Хранилищем для гвоздя Распятия Христова стал и знаменитый собор Парижской Богоматери, главной святыней которого является Терновый венец. Гвоздь находится в золотом украшенном скульптурами ковчежце вместе с частицей Древа Креста Господня. В собор он был передан в XIX столетии из часовни Сент-Шапель в связи с ее закрытием.

Гвоздь Распятия Христова, находящийся в России

В Россию гвоздь от Креста Господня был принесен в 1686 году грузинским царем Арчилом, сыном Вахтанга IV, обретшим в Москве покровительство императора Петра I и оставшимся здесь на жительство. По преданию, этот гвоздь был передан в Грузию самим Константином Великим, который послал его царю Мириану, обращенному в православную веру равноапостольной Ниной. Петр I приказал поместить святыню в Успенском соборе Московского Кремля. Для поклонения верующих гвоздь выносили в июле, вместе с Ризой Господней, в день ее торжественного почитания. Гвоздь хранился в золотом реликварии сложной формы: его основу составлял четырехугольный ковчег со створчатыми дверцами, увенчанный золотой же короной с четырехконечным крестом, усыпанной драгоценными камнями. Ковчег украшали четыре выполненных «расписною и прозрачною финифтью», испещренных рубинами и изумрудами херувима, а по ободку была вычеканена надпись на грузинском языке: «Царь всея Грузии Давид, сын Русуданы, соорудил влагалище для святого гвоздя». Единое целое с ковчегом, по описанию современников, составлял и «посох золотый с пятью яблоками, наведенные финифтью, на коем гвоздь поставляется...», также украшенный надписью. В XVIII–XIX веках ковчег украшался приношениями знати: так, в 1771 году «княгиня грузинская Анна Георгиевна Бакарова приложила» к нему «три запанки с изумрудами и шпильку с цепочками золоченые, для удобнейшего прикрепления того ковчега к посоху». К XX веку он имел уже новую нижнюю часть в виде «осмигранной» часовни. В 1878 году для святыни изготовили новое хранилище. Ювелирных дел мастер А. Векман выполнил четырехгранный серебряный позолоченный ковчег, украшенный рельефными изображениями Страстей Христовых. Для поклонения верующих крест выносили на дискосе, созданном мастером И. Щукиным. Эти ковчег и дискос сохранились до наших дней. После революции святой Гвоздь вместе с реликварием и дискосом был конфискован властями и долгое время находился в запасниках Кремлевских музеев. Лишь 29 июня 2008 года святыня была возвращена Церкви и с тех пор находится в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Поклониться ей можно в любой день, когда открыта верхняя церковь Храма.

"Железная корона", основой которой стал один из гвоздей Распятия

Алина Сергейчук