Как выбрать качественное?

На фото: браслет комбинированный. Мастерская "Нилова пустынь"

Современный рынок ювелирных изделий церковной тематики бурно растет и развивается. Если еще двадцать лет назад мы могли увидеть на прилавках церковных лавок лишь весьма стандартный набор изделий, то сегодня глаза зачастую разбегаются от обилия предложений. В то же время участились случаи жалоб на некачественную продукцию, а ведь бракованные изделия в церковном магазине особенно недопустимы, т.к. для кого-то столкновение с ними может стать предметом искушения. Проанализировать ситуацию мы попросили кандидата экономических наук Александра Юрьевича Сидоренко, директора ООО «Назарет».

- Александр Юрьевич, расскажите пожалуйста о тенденциях, наблюдаемых сегодня на православном сегменте ювелирного рынка.

— В первую очередь, это расширение ассортимента: не только рост числа форм, например, тех же крестиков, но и появление новых изделий, позиционируемых как церковные. Сегодня все больше людей приходит к вере. Русский человек старается окружить себя символами Православия и в быту, и на работе. Сегодня практически все квартиры и офисы освящены; много икон размещается даже в производственных помещениях.

Ювелирная промышленность чутко реагирует на это. Вошли в обиход серебряные ионизаторы для воды в виде крестов или украшенные церковным орнаментом (крестиками, молитвами). Увеличение достатка позволяет многим дарить и использовать в быту серебряные и золотые ложки, декор которых несет в себе православную тематику. Для домашних

икон люди заказывают серебряные оклады. Ювелиры стали производить наборные оклады, доступные и для небогатых заказчиков. Теперь практически любую икону можно самостоятельно украсить серебряным окладом по своему усмотрению. Все больше ювелирных изделий выпускается с нанесенными на них молитвами. В частности, молитвы стали наносить на обычные кольца снизу, на шинку, так что они незаметны для постороннего глаза.

 

Крест нательный, серебро. Фабрика "Северная Чернь"

— Обилие предложений на рынке - это замечательно, но соответствует ли ему качество? Как тому же закупщику церковной лавки не ошибиться и приобрести достойную продукцию?

— Расширение ассортимента сталкивается со многими этическими и техническими проблемами. Производителям качественной продукции приходится доказывать носкость и крепость своих изделий.

Некачественный импорт да и, что греха таить, свои бракоделы подорвали доверие к целым направлениям производства.

Очень тяжело продается лазерная продукция. Лазеры у всех одинаковые, но настройки разные. Одно и то же изделие можно рисовать 10 секунд, а можно полторы минуты. Причин тут несколько. Первая - все обрабатывают изображения самостоятельно. Как - это на совести изготовителя. Нельзя просто взять икону, уменьшить ее, и в таком виде рисовать лазером.

Сначала нужно перевести изображение в черно-белое, затем убрать все тени, потом откорректировать расположение предметов на иконе, положение рук, детали одеяний и проч. Для того чтобы изображение смотрелось в миниатюре, приходится увеличивать многие детали, в частности глаза, ладони, надписи.

Делает ли это производитель? Затем, важна настройка лазера. Лазер бьет микроворонки в металле импульсами. Если их сделать чаще, чем требуется, изображение получится «пережженным». Если удары лазера будут слишком редкими, то в изображение нужно будет всматриваться, а сам рисунок окажется нестойким к истиранию. Зато при такой настройке рисовать недолго, и можно на одном станке выдавать в пять-десять раз больше продукции. Нам приходится идти по следам именно таких производителей и доказывать качество своей продукции. Многие представители церковных магазинов подолгу трут наши изделия, чтобы убедиться, что изображение не исчезнет.

 

— Насколько нам известно, вы используете лазерный метод нанесения изображения не только при создании нательных образков и крестов, но и в обручальных кольцах - изделиях, которые по определению должны прослужить всю жизнь...

— Отработав высокое качество лазерных изображений, мы первыми решились на подпись обручальных колец с алмазной огранкой изнутри лазером. На сегодня никто не может конкурировать с нашим качеством продукции, т.к. мы изначально задали очень высокую планку качества. На ювелирных выставках многие производители поражаются тому, что мы реализуем сотни килограммов лазерной продукции. Обручальные кольца, производимые методом штамповки, не имеют швов. Металл кольца становится предварительно «натянутым», поэтому при нанесении грани алмазными резцами кольцо приобретает очень выраженный блеск. Такое серебро не имеет внутренних пор, поэтому металл не подвержен окислению и потемнению со временем. Лазерная надпись внутри, в частности, «Господи, спаси и сохрани», также не подвержена окислению, поэтому колечко долго будет дарить радость.

 

— А что Вы можете сказать о других технологиях создания обручальных колец (литье, пайка)?

— По старинке обручальные кольца делают с паяным швом из прокатанной шинки. Шов очень заметен, особенно на золоте, припой дает изменение цветности металла. К тому же, шов уменьшает прочность: под нагрузкой кольцо лопнет по нему. Литье также имеет ряд недостатков. Металл получается «отпущенным», т.е. мягким. Кольцо мнется, не блестит, металл не «звенит». При нанесении алмазной грани на литые кольца не получается блеска. Производитель вынужден золотить или серебрить такое изделие, чтобы оно блестело. На этапе нанесения алмазной грани литое кольцо приходится предварительно выравнивать, потому что, как правило, в профиль оно «завалено». Этот недостаток легко устраняется на станках, оснащенных микроскопами. Если этого не делать, то резы получаются разной глубины, соответственно глубокие на выступающих краях и мелкие на «заваленных» Некачественные изделия тожё находят своего покупателя, а мы потом собираем рекламации не за свою продукцию: разочарованные покупатели обвиняют всех производителей скопом.

 

— Нам поступил вопрос от читателя, приобретшего чайные ложки (не вашего производства), которые гнулись при малейшем напряжении и очень скоро сломались. Как такое могло произойти?

— Все предприятия, занимающиеся серебром, изготавливают ложки. Именно по этим изделиям можно судить о производителе. Некачественные ложки темнеют, гнутся, покрыты порами, особенно по гладким поверхностям. Покупатель обязательно должен внимательно осмотреть изделие, прежде чем выбрать его. В защиту производителя можно сказать, что серебро - металл очень мягкий. Пластину чистого серебра толщиной 5 миллиметров согнет даже маленький ребенок. Поэтому и созданы серебряные пробы 92 е и 875. Можно делать вещи и из чистого серебра^ но тогда даже легкого движения будет достаточно, чтобы любая из них сломалась. Чем ниже проба, тем крепче изделие. В серебро добавляются крепящие металлы, как цемент в раствор. Не случайно, столовое серебро прошлых веков изготавливалось из проб ниже девятисотых. Сегодня же производитель часто не может убедить продавцов больше продавать столовые приборы 875 пробы. Многим апломб не позволяет приобретать «низкопробку». Разница в цене металла между 925 и 875 пробой сегодня составляет 1,5 рубля. Но изделия 875 пробы не согнутся при размешивании сахара.

 

— Чего бы Вы пожелали нашим читателям в завершение беседы?

— При всей очевидности правильности придания изделиям церковной направленности, все-таки хочется призвать производителей знать меру. Существуют определенные каноны изготовления изделий. Даже если вы внедряете что-то новое, необходимо проконсультироваться об этической составляющей вашей продукции, чтобы не опускаться до аморальных направлений.

 

Беседовала Елена Вишковская