Мы не пошли проторенным путем

Что ни говори, развитие церковного искусства – это сама жизнь. Пока идут споры о том, можно ли применять в архитектуре храмов хай-тек и как сделать, чтобы фрески, написанные в духе Дионисия, не выглядели бездушными копиями, в работах церковных художников мы находим удивительные – а главное, органичные! – сочетания традиционного и нового, каноничного и непривычного. И, что особенно привлекает, это непривычное на поверку тоже оказывается каноничным и традиционным.

 

Органичные, творческие решения рождаются, когда задачи ставит сама жизнь. Работая над росписью храма в честь Казанской Божией Матери в селе Семено-Петровское, художники мастерской «ТИП-Икон» столкнулись с ситуацией, которая стала для них своеобразным вызовом. Кубической формы притвор с плоским потолком не давал простора для создания живописной композиции. Проблема, довольно распространенная сама по себе, сподвигла художников на необычное решение.

«Мы сами себе осложнили жизнь. – С легкой улыбкой рассказывает руководитель мастерской Николай Бердников. – Можно было пойти проторенным путем: на потолке изобразить звездное небо, углы декорировать нехитрыми орнаментами, на стенах написать ростовые фигуры святых. Но мы хотели придать кубическому притвору более традиционный архитектурный вид: со сводами, с куполом. В итоге работали над притвором три с половиной месяца, хотя можно было управиться за полтора, и до последнего момента не были до конца уверены, что все получится. Зато сейчас, глядя на нашу работу, многие не могут поверить, что у этого помещения есть углы!»

Зрительно изменить форму притвора, создать эффект ротонды со сводом удалось благодаря нескольким художественным приемам. Углы и потолок обрамила сложной формы живопись: с потолка на стены переходят орнаментальные «паруса», имитирующие сквозную резьбу по мрамору, через которую видно небо. Они опираются на колонны с мраморным фундаментом – художники до мелочей продумали конструкцию изображенной постройки. Мелкий орнамент отвлекает внимание от углов. Эффект усиливают платы из шелковой ткани алого цвета, написанные на потолке и стенах и зрительно объединяющие их, а также вазы с цветами, которые даже настоятель храма сначала принял за настоящие. Интересно сочетание столь сложной декоративной росписи стен с канонической живописью, которой придерживается мастерская. Впрочем, примененные мастерами декоративные приемы имеют прообразы в церковном монументальном искусстве Византии.

Особого внимания заслуживает роспись потолка. Обрамленная композицией «ротонды», его центральная часть приобрела форму правильного круга. На небесно-синем фоне, который кажется объемным сводом, развернулась история сотворения мира – «Шестоднев». Привлекает взор изображение Спасителя, Который размеряет море и сушу средневековым инструментом для межевания земли. Господь изображен как «Премудрый Архитектор» творчески созидающий мир. Подобные композиции встречались на средневековых иллюстрациях Библии.

Согласно церковной традиции роспись притвора чаще всего бывает посвящена событиям и пророчествам Ветхого Завета. Она как бы подготавливает входящих в храм к восприятию Евангельской истории, сцены из которой разворачиваются на сводах основной части храма. Этот принцип соблюден и в стенописи церкви в Семено-Петровском, которой посвящена эта статья.

Ключевым изображением композиции стал образ Бога-Сына в виде «Ветхого Днями», то есть седовласого Старца. Этот довольно редкий извод авторы стенописи избрали потому, что Господь здесь изображен в контексте Ветхого Завета. Нам привычно видеть на иконах Христа таким, каким Он был во время Своей земной жизни, закончившейся в 33 года. Но Бог-Сын вечен, Он существовал и до вочеловечения. В Библии сказано, что на Синае Бог показал Моисею «задняя Своя». Согласно толкованию святых отцов, «задняя Бога» – это Его другое лицо, вторая Ипостась, то есть Бог-Сын. Поскольку Бог-Сын в описываемое время еще не воплотился – изображать Его в традиционной иконографии Христа Спасителя было бы неправильно. Седина, обрамляющая лик Спасителя, подчеркивает вневременность, вечность Божества.

По сторонам от Господа изображены ветхозаветные прообразы Богоматери: Неопалимая купина и Лествица Иакова. Создатель одной рукой придерживает лествицу, по которой сходят и нисходят ангелы, а другой рукой подает Моисею скрижали Завета. На северной и южной стенах притвора изображены ветхозаветные праотцы. С одной стороны – самые древние, от Адама до Ноя. Авель прижимает к груди ягненка, символ своего пастушеского служения и в то же время – своей кротости и прообразования Жертвы Спасителя. Ной трогательно держит в руках ковчег. На противоположной стене написаны образы Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Череда праотцев завершается изображениями родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны, которые мы видим на западной стене притвора.

Полным ходом идет роспись центральной части храма. Художники создают стенопись над иконостасом. В центре композиции Казанская икона Божией Матери, поддерживаемая двумя ангелами. Это еще раз подчеркивает посвящение храма Пречистой. В четверике будут написаны события из земной жизни Пресвятой Богородицы: Ее Рождество, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, бегство в Египет. На западной стене четверика этот цикл сюжетов завершится образом Успения.

Мастерская «ТИП-Икон» благоукрашает храм в Семено-Петровском комплексно. Это способствует единству интерьера. Золотые фоны икон в иконостасе перекликаются с фонами росписи барабана и парусов. Золото, применяемое в стенописи, придает ей торжественности. К счастью, несмотря на то, что храм расположен в совсем небольшом селе, его настоятелю удалось найти благотворителей, которые обеспечили создание церковного убранства на весьма достойном уровне. Впрочем, даже с золотыми фонами роспись, выполненная художниками «ТИП-икон» обходится значительно дешевле, чем у многих других мастерских.

 

Наталья Зубкова

ТИП-ИКОН г. Чистополь, Республика Татарстан + 8 (800) 250 18 91, tip-icon.ru