Дубовые двери

Руководитель мастерской «Патриарший лес» о. Роман Карпов открывал производство в первую очередь для того, чтобы восстановить храм, сделать все необходимое: двери, окна, иконостасы, церковную утварь из дуба. А затем – и помочь братьям-настоятелям, которым тоже понадобится церковная мебель из дуба. Одно из ключевых направлений работы мастерской – создание дверей для храмов.

 

– Изучая опыт древних мастеров, вы раскрыли некоторые из их секретов?

–Один из этих секретов довольно прост – не экономить на материалах. Если в современной практике, учитывая дороговизну дуба, многие пытаются сделать дверь потоньше, использовать какие-то внутренние вставки, то мы применяем стопроцентный массив, делаем и полотна, и коробки достаточной толщины, чтобы они достойно держали нагрузки: изменение температуры, влажности и т.п. У нас полотна имеют 8 и более сантиметров в толщину. Они устойчивы к погоде, прочны.

 

–Дерево – живое, оно поддается воздействиям влаги, температуры?

–Да, даже абсолютно сухой массив сжимается и расширяется в зависимости от погодных условий. Амплитуда колебаний – примерно 4 мм, она неизбежна. Поэтому важно сделать дверь с необходимыми зазорами, правильно построить коробку. Древние использовали увеличенные коробки, полотна. И, что немаловажно, увеличенные четверти, чтобы добиться полного перекрытия холодного воздуха. Четверть – это паз в дверной коробке, куда вставляется полотно двери. Мы тоже используем увеличенные четверти, а также сложные карнизы, которые позволяют отсекать холодный воздух и препятствуют изменению геометрии полотна. Наша дверь будет встречать много поколений людей, приходящих в храм.

 

–Одна из идей вашей мастерской – доступное церковное искусство.

–Конечно, любая работа из дуба стоит дорого, да и применяемые нами приемы обусловлены большим расходом материала. Но мы стараемся предлагать свою продукцию как минимум на 30% дешевле, чем другие в равных условиях.

 

–Стоит упомянуть о недавних работах вашей мастерской.

–Сейчас мы делаем входные двери в Александро-Невский собор г. Волгограда. Дверной проем – 7,5 метров в высоту, 4 метра в ширину. На верхней фрамуге мы вырезали большую икону блгв. князя Александра, филенки и стойки покрыли орнаментами. Среди интересных недавних проектов – храм села Борисовка, памятник архитектуры федерального значения. Над техническими параметрами дверей для него работал целый НИИ в Москве, а исполнение поручили нам. Большую дверь, 6,4 метров в высоту, мы изготовили в главный собор Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга. Еще делаем двери в храмы, находящиеся в республике Саха (Якутия) и в Магадане. Они интересны требованиями, которые климат этих мест предъявляет к нашей работе. Представьте себе, при морозе -50 градусов к металлической ручке невозможно прикоснуться. Конечно, такая дверь делается из массива максимальной толщины, снабжается коробкой максимального размера, с максимальными четвертями. Используются и двойные придворные планки: каждое полотно имеет свой профиль и, смыкаясь, эти полотна образуют замок, который отсекает холодный воздух.

 

–Мощная, массивная дверь может ли легко открываться?

–Да. Для этого нужна очень качественная фурнитура. Например, у дверей, которые мы делаем в Волгоград, каждое полотно будет весить по полтонны. Чтобы такое полотно легко двигалось, надо обязательно делать очень мощные петли с продуманным конструктивом. Мы используем латунную фурнитуру для сверхтяжелых дверей, в петле находятся мощные подшипники, либо ось снабжена специальным шариком. И еще очень важно не экономить на количестве петель, ставить по три на створку.

 

–Очень важно обратить внимание не только на двери, но и на окна.

–Да, окна неотделимы от дверей. Вместе они составляют так называемый теплый контур, который необходимо правильно закрыть. Общаясь с коллегами-настоятелями, я не понаслышке знаю ситуацию, когда в храме возникает плесень, которая разрушает фрески и утварь. Плесень может возникнуть при использовании пластиковых окон или, например, если нарушена система вентиляции. Древние делали двойное, тройное остекление. Применялись особые приемы: например, стекла имели особые переходы, через которые воздух, медленно согреваясь, поступал в помещение и выходил из него. В храме было всегда свежо, ничего не плесневело. Одной из наших задач было научиться делать окна так, как их делали их в старину. И, слава Богу, мы научились. Например, недавно сделали резные деревянные окна в Пронский монастырь Рязанской области. Эти окна позволяют зданию дышать, создается уникальный микроклимат, где хорошо и людям, и иконам.

 

– Вы украшаете двери богатой резьбой, иконами, орнаментами.

–Церковные двери славятся своей долговечностью, это дает нам возможность оставить некое послание потомкам. Используя византийскую символику, мы можем многое сказать людям. Например, классическая византийская плетенка означает переплетение пространства и времени. На многих византийских орнаментах мы не находим начала и конца – это напоминает о вечности. Есть такое молитвенное обращение: Свет невечерний, то есть Свет, у которого нет ни начала, ни конца, ни изменения, – это свойство Бога. Многие церковные орнаменты говорят именно об этом. Изображения крылатых животных напоминают нам об отрыве от земли и стремлении к небу. Птицы символизируют бессмертную человеческую душу. Часто птицы располагаются вокруг креста – это обращенный к верующим призыв стремиться ко Христу, прибегать к Таинствам. Часто мы изображаем процветший крест – он говорит нам о том, что орудие казни стало для нас орудием спасения. Многие толкователи Апокалипсиса говорят, что древо жизни, насажденное посреди рая, это и есть Крест Христов. Храм – это часть неба на земле, он должен напоминать о красоте Царства Небесного. Мы стараемся так украсить храм, чтобы это действительно было напоминанием о Горнем мире.

 

–На какие художественные образцы вы больше всего ориентируетесь в своей работе?

–Это Георгиевский собор в городе Юрьев-Польский и Дмитриевский собор в городе Владимир – там видны характерные моменты. Во-первых, несимметричный, неповторяющийся орнамент. В древности, например, каждая колонна в иконостасе создавалась в общей стилистике, но была индивидуальной, не повторялась. Веточки в орнаменте не повторяли друг друга. Господь творит так, что ни у одного из миллионов людей не повторяется капиллярный узор на пальцах, радужка глаз... Мы тоже творцы – пусть с маленькой буквы – и мы должны подражать Творцу. Я считаю это одной из главных целей в своем творчестве. Каждый, кто сталкивался с палитрой природных цветов, знает, что ему не надо ничего выдумывать. Наша мастерская находится на опушке леса. Достаточно выйти на крыльцо, посмотреть – и увидишь три тысячи основных оттенков зеленого цвета. Вот к чему мы стремимся в своей работе: подчеркнуть красоту и неповторимость Божьего мира!

 

Беседовала Алина Сергейчук

Мастерская  «Патриарший Лес»

+7 (920) 240-44-77, +7 (906) 595-55-00

patrwood@mail.ru, patrwood.ru

Знаменитые Корсунские врата собора Софии Новгородской

P.S.

Церковные двери

издревле делали очень массивными и богато украшали. Дверь храма – символические врата в Горний мир. К тому же в старину, когда во время вражеских нападений люди нередко прятались за мощными церковными стенами, от храмовых дверей ожидали особой надежности.

О том, насколько ценными могли быть церковные двери и какое значение им придавалось, свидетельствуют знаменитые Корсунские врата в соборе Софии Новгородской. По преданию, эти двери были принесены из Корсуни (Херсонеса) самим равноапостольным князем Владимиром после взятия города. Двери украшены накладными изображениями процветших крестов. Основа дверей дубовая, снаружи они покрыты медными пластинами. Ручки выполнены в виде колец с головами львов.