Главный храм Саровской пустыни расписала иконописная мастерская «Ковчег». Беседа с руководителем мастерской «Ковчег» Алексеем Анциферовым

Епархиальная иконописная мастерская Нижегородской митрополии «Ковчег» работает уже более 20 лет. Ее костяк составляют выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии. Мастера выполняют весь комплекс работ по церковному благоукрашению. 

Наиболее значимые работы: в Сарове, помимо Успенского собора, художники «Ковчега» расписали храм Усекновения главы Иоанна Предтечи и храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких – ту самую больничную церковь, где любил молиться прп. Серафим Саровский. Ими выполнен и иконостас для этого храма, повторивший его историческую алтарную преграду, оказавшуюся в Германии. Еще значимые работы: роспись кафедрального собора блгв. кн. Александра Невского в Нижнем Новгороде, реставрация росписей храма Софии Премудрости Божией в Москве, роспись Казанского храма Серафимо-Дивеевского монастыря.

Всего мастера «Ковчега» создали более 100 иконостасов, у мастерской есть реставрационное подразделение, имеющее все необходимые лицензии для работы с памятниками архитектуры.

 

– «Ковчег» расписал главный храм Саровской пустыни?

– Да, и не только. Мы выполнили все внутреннее убранство Успенского собора: стенопись, иконостас, иконы, киоты. Наши специалисты украсили мозаикой фасады храма – выполнили мозаичные иконы на фронтонах и над входом. Мозаичисты «Ковчега» изготовили образ Успения Богоматери, икону Пресвятой Богородицы «Умиление», а также композиции «Моление прп. Серафима Саровского на камне» и «Престол уготованный».

 

– Интерьер собора воссоздан таким, каким он был до разрушения?

– Мы разыскали сохранившиеся исторические материалы и постарались на их основе составить проект интерьера собора, но, к сожалению, информация была неполной. Сведения имелись главным образом по иконостасу и киотам: фотографии, описания, перечень икон. Воссоздавать алтарную преграду в точности мы не стали, поскольку до разрушения она была чугунной. Это решение в свое время имело смысл, так как храм не отапливался. Сегодня же в Успенском соборе установлена современная система отопления, и необходимости устраивать металлическую алтарную преграду уже нет. И все же исторические фотографии дали нам очень многое. Если бы их не было, образ храма получился бы совсем другим.

 

– А что вы можете сказать о художественном решении иконостаса и о его иконах?

– Исторический иконостас собора приписывают Растрелли. Поэтому мы решили взять за образец один из деревянных иконостасов, спроектированных этим архитектором. Предложили владыке Георгию несколько вариантов, он выбрал этот, глубокого синего цвета. Киоты же по форме повторяют те, что украшали собор раньше. К тем иконам, которые упомянуты в историческом описании собора, мы добавили новые – те, без которых сегодня сложно было бы представить себе главный храм Сарова. В первую очередь это образ прп. Серафима. Его изображения присутствуют и в стенописи.

 

– Как создавалась композиция росписи собора?

– Исторических сведений по росписи у нас практически не было, поэтому нам пришлось разрабатывать ее программу заново. Конечно, мы расписали собор в академическом стиле – в соответствии с его архитектурой и историей, как и другие храмы Сарова. Интерьер украсила лепнина, воссозданная по историческим данным – в частности, это лепные фигуры ангелов на верху колонн, выполненные специалистами мастерской «Данилов град», которая строила храм. Мы довольно тесно сотрудничали с ними и для гармонии с настоящими лепными элементами написали на столпах собора лепные навершия икон. Конечно, в стенопись были включены и новые изображения. Например, святые Царственные страстотерпцы – сюжет, которого не могло быть в изначальной росписи и которого не может не быть в новой. Государь и государыня любили Саров и Дивеево, бывали здесь. Они участвовали и в торжествах прославления прп. Серафима.

– Сколько времени продолжалась работа над убранством собора?

– Роспись была выполнена за год, иконостас с киотами – за полтора. Сроки были достаточно сжатыми для таких огромных объемов. Над стенописью работали 30 мастеров, над иконостасом – около 40. То, что мы выполняли всю работу от эскиза до воплощения, позволило создать гармоничный ансамбль, где роспись, иконостас, мозаики дополняют друг друга.

 

– Участвовало ли в утверждении художественного решения интерьера собора священноначалие?

– Конечно! Митрополит Георгий всегда вникает даже в тонкие нюансы, старается посоветовать, благословить, и советы его очень ценны. Владыка уделяет большое внимание Саровской пустыни. Решение полностью восстановить монастырь со всеми его храмами было очень смелым. Это потребовало титанического труда. В частности, пришлось закрыть дорогу, которая проходила по монастырской территории. Сейчас восстанавливается церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и корпуса обители. После завершения этих работ Саровская пустынь обретет свой первоначальный вид.

 

Беседовала Наталия Зубкова

Иконописная мастерская «Ковчег» г. Бор Нижегородской обл. +7 (920) 017-44-04 im-kovcheg.ru