В облике храма должна быть литургическая символика. Беседа с архитектором Юрием Харитоновым

 

27 сентября 2019 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение собора Софии, Премудрости Божией, в Самаре. Мы побеседовали с архитектором Юрием Ивановичем Харитоновым, который создал проект этого величественного и необычного храма

 

– Посвящение храма Софии, Премудрости Божией, довольно редкое для нашего времени. Оно отразилось на облике собора?

– Софийские соборы на Руси возводили сразу по принятии ею Крещения, и их прообразами была София Константинопольская – главный храм «Второго Рима». Как правило, это были главные храмы городов: Киева, Полоцка, Новгорода. Они имели византийскую архитектуру. Идея самарского храма – имперский храм Третьего Рима. Соответственно, он создан на основе русской и византийской архитектурных традиций.

 

Софийский собор, г. Самара

– Храм Софии в Самаре – это сложный многофункциональный проект, имеющий несколько смысловых пластов.

– Собор состоит из трех уровней. Основанием служит крипта, символизирующая собой первый, древний Рим. На этом основании воздвигнут кресто-купольный византийский храм с четырьмя световыми столпами-опорами, символизирующий собой «Второй Рим» – Византию. Над византийским храмом поставлен шатер – символ устремленного к небу «Третьего Рима», Руси. К подножию собора от нижней бровки набережной устремлена многоярусная лестница, завершающаяся греческим амфитеатром с памятником князю Владимиру для проведения торжеств. Само пространство собора являет нам византийский храм, который включен в пространство русского храма. Этот исторический симбиоз – основа нашей культуры. Русский шатер завершает развитие, это Третий Рим, после которого другому уже не бывать.

 

– Форма в основании храма – мандорла, это тот круг, в который заключен образ Спасителя на иконах?

– Да, на иконах Премудрости Божией, Спаса в силах. Эта иконографическая символика развивается от основания храма вверх. На круг налагаются квадрат и крест. Круг – это земля, а переход от круга в квадрат – это уже небо. Завершается здание храма крестом. Форму креста мы видим и в планировке собора. Крест, заключенный в круг, – символ вечности и неизменной духовной ценности Христианства. Храм – это Литургия. В его облике должна раскрываться литургическая символика, только тогда он состоится.

 

– Двигаясь по храму, ты все время видишь, как изменяется пространство.

– Да, открывается сначала одна перспектива, потом другая... Столпы по углам храма световые, они не только являются опорой здания, но и несут в него свет через просторные окна. И получается так, словно на этот свет и опирается здание. Свет в Христианстве – метафора Бога, Его благодати. Соответственно прочитывается символика: Церковь держит Сам Господь. В световые столпы заключены винтовые лестницы, они закручены, как штопоры, и уходят вверх, придавая архитектурной композиции динамику. Эти лестницы ведут на площадку, где завершается уровень византийского храма, там устроен стилизованный свод, а уже над ним начинается шатер... И на этом уровне находится галерея, смотровая площадка. Оттуда открывается потрясающая панорама, плюс она придает храму дополнительный воздух, легкость. Одна форма органично переходит в другую, как во внешнем объеме, так и во внутреннем. Еще храм уподобляется космическому кораблю. Есть там и такая современная символика.

 

Интерьер Софийского собора г. Самара

– Храм построен в православной традиции, но он очень современен.

– Принцип работы церковного архитектора один – это традиция, канон. Канон не жесткий, не окаменелый, как кто-то мог бы подумать, он очень живой. Это безграничное пространство, в котором ты творишь. Не может быть несовременным храм, который создается сегодня. Это как в иконописи. Если ты копируешь, – это одно, а если делаешь список, – совсем другое. Ты проявляешь свое творчество, и рождается нечто новое, появляется современная икона, созданная в традиции. То же самое и с храмом. Архитекторы часто пытаются специально привнести в церковную архитектуру новые формы и думают, что создают некое своеобразие. Но эту глубину надо прочувствовать, она должна быть внутри тебя. Как в общении мы осознаем границы, что можно допускать, а чего нельзя, так и здесь.

 

– Искусственный поиск новых форм не нужен?

– Это однозначно. Православие узнаваемо, его ценность состоит в том, что оно передается неизменным из поколения в поколение. Это и есть традиция. Все остальные конфессии: протестантизм, католицизм – позволяют использовать любую форму, потому что там нет этой традиции, этого духа. Там только формотворчество. Это может быть очень интересно, очень выразительно, но совершенно не духовно. А главное – духовность. Ее надо сохранять, и тогда родится совершенно новое – в традиции. В свое время я спроектировал храм Всех святых, решенный в русско-византийском духе. Мне хотелось, чтобы он был расписан настоящей фреской, и я пригласил из Сербии совершенно гениального художника Владимира Кидишевича. У него прозвище Бата – брат. И этот Бата выполняет прекрасные росписи по сырой штукатурке. Это современная фреска – в духе церковной традиции!

 

– У каждого храма есть свой замысел?

– Да, например, храм-памятник вмч. Георгия пронизан духом воинства: формы и купола это отражают. Это классический четырехстолпный храм, но и он очень современен.

 

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, Самарская область, с. Винновка

– Свято-Богородичный Казанский монастырь в Винновке родился вокруг сохранившейся старой церкви?

– Эта церковь стояла на прекрасном волжском берегу. Когда я выполнял проект реставрации, у владыки возникла идея создания монастыря. Я не стал застраивать храм, но обрамил его, как жемчужину. Два здания, словно две руки, охраняют этот храм. Одна рука открытая, а другая закрытая. Открытая включает помещения для прихожан, гостиницу для паломников, конференц-зал. А прикрытая рука – монашеская территория: трапезные, кельи, храмы... Из образа двух рук рождалась планировка монастыря. Сейчас эти здания наполнились братией, обитель живет, развивается.

 

– Как развивался женский Свято-Ильинский монастырь?

– Его здания рождались постепенно, дополняя друг друга. Скит этого монастыря находится в Гавриловой поляне. На этом месте были лагеря, где пребывал в заключении и о. Иоанн Крестьянкин. Сейчас от лагеря остались лишь развалины. Я использовал основания зданий и его материалы: кирпич, бутовый камень. Архитектура рождалась из духа места. Скит посвящен святому Иову Многострадальному. Он плотный по планировке, простой в плане исполнения.

 

– Из чего возникает архитектура храмов?

– Настоящая архитектура всегда возникала из места. Из материала, духа, присущих ему, рождалась форма. Это надо понимать и очень осторожно обращаться с современными материалами. Они, конечно, нужны, потому что мы живем в совершенно другое время, но надо различать. Например, бетон – это конструктивный материал, а всяческие заменители, искусственные материалы, пластик привносят какую-то неправду. Кирпич, камень, дерево – правдивы и органичны.

 

– Храм сегодня не строится в отрыве от остальных приходских зданий?

– Сегодня актуально сооружение многофункциональных зданий, включающих в себя храм со вспомогательными службами, воскресной школой. Такой проект сейчас реализуется – это Зачатьевский храм. Его пространство сложное и многофункциональное. В разное время оно служит и для богослужения и для проведения торжеств, собраний и занятий с детьми.

 

Беседовала Алина Сергейчук

 

 

ООО «Творческая мастерская архитектора Юрия Ивановича Харитонова» +7 (927) 692-14-92 hramproekt.ru