Св. прав. Иулиания Лазаревская в росписи храма

Роспись Архангельского храма, в котором почивают мощи прав. Иулиании Лазаревской

Мастерская А. Гусаковского и И. Лебедева расписывает храм Архангела Михаила в поселке Лазарево, где жила одна из самобытнейших русских святых – праведная Иулиания Лазаревская. 

 

Главный художник мастерской Иван Лебедев рассказал нам о композиции стенописи

 

– Епископ Муромский и Вяземский Нил благословил украсить храм на самом высоком художественном уровне?

– Да, требования были жесткими, запросы высокими, а работа интересной. Храм расписывали поэтапно. Сначала – алтарь, затем четверик, потом нижнюю часть. Было разработано множество эскизов – такого числа композиций могло бы хватить на три церкви схожих размеров. Композиция росписи несколько раз перерабатывалась. Сначала мы хотели поместить на своде и стене алтаря Сошествие во ад и Воскресение. Но алтарь в храме невелик, и владыка принял решение зрительно облегчить композицию, сделать ее более воздушной.

 

Алтарь храма в поселке Лазарево, что близ Мурома не очень велик, и епископ Муромский и Вяземский Нил принял решение зрительно облегчить композицию, сделать ее более воздушной. В результате по сторонам от иконостаса мы видим парящих в облаках ангелов. В сочетании с довольно плотной стенописью это решение смотрится гармонично. Ангелы как бы продолжают композицию иконостаса, взаимодействуют с ней.

– Роспись получилась очень солнечной, узорной. Каков ее символический замысел?

– Мы руководствовались житием, характером праведной Иулиании, мощи которой почивают в этой церкви. Святая Иулиания – это не отшельница, не суровый аскет, а жена и мать. Она жила среди людей, стараясь помогать всем, кому могла, вырастила замечательных детей. Ее прославлению в лике святых мы обязаны воспоминаниями, которые написал ее сын. Этот характер мы постарались отразить в росписи: она светлая, радостная, со множеством узоров, орнаментов, с тонкой проработкой деталей. Сочетания тонов нежные: охра, розовый, золотистый...

 

– Каковы основные сюжеты стенописи?

– В основе композиции традиционный канон росписи храма. Между окнами разместились изображения двунадесятых праздников. Изображения сложные, многофигурные. Например, в сюжете «Вознесение Господне» мы видим не только Спасителя, возносящегося на небо в окружении ангелов, но и Богоматерь, апостолов. Изображения динамичны – палехская стилистика это позволяет. Апостолы устремлены ввысь, к Учителю, мы видим их жесты, позы, исполненные изумления, как бы слышим их диалог с ангелами, которые стоят рядом с Богоматерью и говорят: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Тонко проработан пейзаж: горки, растения, каменистая почва, на которой стоят апостолы – угадывается природа Святой земли. В откосах окон мы изобразили шестокрылых серафимов – огненных духов Божественной любви. Их образы гармонируют с обрамляющим окна орнаментом. Нижний регистр росписи посвящен житию праведной Иулиании: вот она кормит бедных в голодный год, вот ее праведная кончина, вот обретение мощей святой... Никаких прототипов у этой росписи не было; сведений о том, был ли расписан храм до революции, не сохранилось. Как автор композиции я хотел бы отметить, что художники, воплотившие ее, потрудились на славу. Я очень доволен результатом.

 

О работе над иконостасом рассказывает руководитель мастерской Александр Гусаковский

 

Собор Муромских Святых. Образ из иконостаса Архангельского храма

– Наши художники написали иконы в иконостас, а также украсили основное пространство храма стенописью в палехском стиле. Сейчас мастера продолжают роспись Никольского придела Архангельского храма.

– Иконы в иконостасе очень сложные, они написаны в палехской школе?

– Сам иконостас изготовили нижегородские художественно-реставрационные мастерские «Зодчие».Мы написали для него иконы. При разработке облика алтарной преграды заказчики ориентировались на иконостас Пюхтицкого монастыря. Соответственно, иконы были написаны нашими мастерами в палехско-московской школе XVIII-XIX веков. Да, иконы сложные, например, икона «Собор муромских святых», икона «Собор Архангела Михаила», праздники.

 

– Как бы Вы оценили роспись Михайловской церкви в Лазарево?

– Пожалуй, это одна из лучших работ нашей мастерской за все время ее существования. Накопился опыт, возросло мастерство художников. Хочу отметить работу главного художника мастерской Ивана Лебедева и его сестры Марии Лебедевой, которая руководит бригадой иконописцев. Конечно, значимый вклад в общее дело внес каждый из мастеров, а их над стенописью работает около 15 человек. Было очень важно поймать этот момент – чтобы сложность, богатство, художественность композиции способствовали молитве, чтобы не было перегруза. И с заказчиком нам повезло: он не требовал расписать побыстрее и подешевле, а напротив, стремился достичь максимального качества.

 

– Храм Архангела Михаила в Лазарево – не единственная работа вашей мастерской в Муромской епархии?

– Владыка благословил нас написать иконы и в иконостас Казанского храма Спасо-Преображенского монастыря г. Муром. Это очень красивый, высокий тябловый русский иконостас. Выполняя эту работу, нам пришлось опуститься вглубь веков и выдержать стилистику, близкую к школе прп. Андрея Рублева.

 

Беседовала Наталья Зубкова

 

Палехские иконописные мастерские Александра Гусаковского и Ивана Лебедева

+7 (4932) 45-14-41, 8 (800) 777-18-36

info@rusicona.ru, rusicona.ru