Нательный крест.

Многие считают каноничным лишь тот вид нательных крестов, который массово выпускался еще в советское время и к которому они привыкли. Между тем, ставрография – наука о кресте – знает множество форм, имеющих глубокое богословское значение и освященных православной традицией. Не беря на себя задачи научного исследования, опишем формы креста, наиболее часто встречающиеся в наши дни, и разъясним их символическое значение.

Известно, что Спасителя распяли на кресте прямоугольной формы; над Его головой поместили табличку с указанием «вины»: «Иисус Назорей – Царь Иудейский». Мучители хотели поглумиться над Казнимым и заодно указать на его «преступление» против римской власти, но Промысл Божий устроил так, что они, сами того не понимая, засвидетельствовали Царское достоинство Божественного Страдальца. Итак, мы видим шестиконечный крест. Он употребляется в церковном искусстве, в том числе, и при создании нательных крестов, но чаще все же встречается крест восьмиконечный.

Восьмиконечный крест образуется благодаря тому, что под ногами Распятого изображают еще одну небольшую поперечину – подножие. По мнению историков, оно делалось для того, чтобы пригвожденный на кресте мог хоть немного опираться на что-то и не умер слишком быстро. Есть версия, что на самом деле подножия на крестах не было, а изображать его стали в символических целях, – чтобы показать Царское достоинство Спасителя. Подтверждением этого служат древние изображения Креста, на которых вместо Распятия начертан Спас, восседающий на Престоле в царском одеянии: стопы Его почивают на подножии.

Крестик, украшенный эмалью. Мастерская "Иордань"

Также подножие указывает на Первосвященническое служение Христа: в Ветхозаветном храме к Престолу было приделано золотое подножие, на которое и вставал священнослужитель, это подножие как бы возвышало его над профанным миром (см.: 2 Пар. 9, 18).

Подножие Креста Христова традиционно изображают в виде небольшой дощечки, расположенной по диагонали относительно вертикальной балки креста. Правый ее конец всегда указывает вверх, а левый – вниз. Таким образом, подножие являет нам образ весов Страшного Суда, поэтому форму креста с ним иногда именуют: «Мерило праведное».

Вспомним, что по правую сторону от Христа был распят Благоразумный разбойник. Это образ тех, кто верует во Христа, уповает на Него и спасается благодаря Его Крестной Жертве. Отметим, что путь спасения благоразумного разбойника отнюдь не был легким. Он принес покаяние в последние часы своей жизни. Но, умирая в нечеловеческих мучениях, далеко не каждому по силам признать: «Достойное по грехам моим приемлю». Иная судьба у разбойника-ропотника, распятого по левую сторону Спасителя. Он хулил Бога, а заодно и страждущего рядом с собой Искупителя, отверг Его любовь, – а потому ноша грехов этого человека увлекла его в ад. Благочестивое предание увидело в наклонной линии подножия креста и напоминание о том, что в своей жизни мы или идем к Богу, или, останавливаясь, «сползаем» вниз, отдаляемся от Него.

Число 8 в православной философии является символом вечности, напоминает о днях Творения. Седьмой день продолжается и сегодня, а восьмым станет вечная жизнь в Царствии Небесном.

Среди памятников церковного искусства и творений современных мастеров можно увидеть и семиконечный крест. Он образуется, когда табличка с надписанием IН ЦI перекрывает собой верхнюю оконечность вертикальной балки.

Четырехконечный крест также достаточно широко употребляется в церковном искусстве. Особенно символична его равносторонняя форма, именуемая также Константиновским крестом. Именно такие кресты были распространены в первые века Христианства. Равносторонний четырехконечный крест является символом Мироздания, четырех концов света – и говорит нам о том, что Своим Крестным Подвигом Господь спас творение от власти диавола.

Какой же крест можно назвать более правильным, если угодно, более православным? Ответ на этот вопрос дает, в частности, прав. Иоанн Кронштадтский, перу которого принадлежит исследование о кресте, в значительной мере направленное против заблуждений старообрядцев, признающих лишь одну – восьмиконечную – форму креста. «Никто из здравомыслящих, конечно, не станет стоять за такой или другой вид креста. Для христиан всегда есть только один крест – Христов – с титлою ли он или без титлы, с подножием ли или без него», – пишет он.

Энколпион, Византия, XII-XIII вв.

В Византии широко распространились оба вида крестов: как с распятием, так и не несущие на себе изображений, зато украшенные орнаментами и надписями. Были также кресты, на которых Христос изображался благословляющим или восседающим на Престоле, а также кресты, на лопастях которых уместились целые иконографические композиции: Спаситель, предстоящие Ему святые, Божия Матерь, ангелы.

Кресты были различны и по технике исполнения: наряду с монолитными, использовались энколпионы – кресты-мощевики, состоящие из двух створок. Помимо монохромных литых крестов встречались удивительные по красоте и кропотливости исполнения крестики, созданные в технике перегородчатой эмали: мастер выкладывал изображение тончайшими золотыми перегородками, пространство между которыми заполнялось расплавленной стекловидной массой разных цветов.

Все эти виды крестов пришли на Русь после ее Крещения. Отечественные мастера творчески восприняли византийские традиции, привнесли в них свой опыт и видение, результатом чего стало создание русских тельников и энколпионов. Они были весьма разнообразны по форме, манере исполнения, материалу: наряду с драгоценными золотыми крестами тонкой работы встречались простые медные крестики массового производства.

 

Алина Сергейчук