Иконы из металла

Икона «Сошествие во ад». Византия, XII в. Золотой образок, выполненный в технике перегородчатой эмали и украшенный чеканкой, принадлежал византийским императорам, а затем перешел к царю Иоанну Васильевичу Грозному

Икона из металла с давних времен была одним из атрибутов Христианства. И уже с древности металлические иконки разделялись на две группы: драгоценные и простые.

В наследие Византии вошли великолепные иконы, созданные на металлической основе в технике горячей эмали. Основой для эмалевых работ, как правило, служили драгоценные металлы – золото и серебро. Были распространены также литые иконы и образки, вырезанные по кости или камню и украшенные ювелирным обрамлением. Ученые, реконструировавшие облик алтарной преграды собора Софии Константинопольской, предполагают, что она представляла собой архитрав, на котором были закреплены металлические иконы округлой формы.

Драгоценная икона всегда считалась великолепным подарком. Сочетая в себе духовную и художественную ценность, она могла стать родительским благословением или, к примеру, выражением благодарности и благоволения царя. Такую икону передавали из поколения в поколение, а вместе с ней и рассказ о том, как она стала достоянием рода. Царская икона заключала в себе еще больший смысл. Она могла быть символом передачи благодати Помазанника Божия от одного правителя к другому. Так, Иоанн Грозный с благоговением хранил драгоценный эмалевый образ Воскресения Христова («Сошествие во ад»), выполненный в XII в., который перешел к нему от византийских императоров.

Простенькие литые металлические иконы были распространены среди русского народа, начиная с XVII века, а может быть, и раньше. Их часто носили с собой в качестве дорожных образков. Такие иконки ценили за компактность и прочность: в отличие от писаных, они не боятся ни влаги, ни холода, ни истирания. Особенно любили литые образки, украшенные скромной, практически монохромной, эмалью, старообрядцы. В условиях притеснений от государства они наладили их серийное производство, отливая иконы по матрицам. Наиболее распространенные сюжеты: Крест, Спаситель с предстоящими (Деисис), двунадесятые праздники, свт. Николай Чудотворец, вмц. Параскева Пятница, вмч. Пантелеимон, собор святых. По этим образкам можно определить, какие именно угодники Божии были особенно почитаемы в русском народе. В частности, распространена следующая группа: мчч. Кирик и Иулита, свтт. Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, мцц. Параскева, Евдокия и Варвара.

Литые иконы нередко вставляли в деревянную основу. Тогда их именовали врезками. Доску-основу могли расписать в иконописной технике или покрыть сусальным золотом. Встречаются интересные композиции, где литые образки врезаны в традиционную писаную икону, украшенную к тому же металлическим окладом.

 

Елена Вишковская