Зимний и летний храмы: ребус для благоукрасителя

Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы и храм пр. Илии

Комплекс из летнего и зимнего храмов в областях России с холодными зимами считался едва ли не единственным возможным решением. Холодная церковь обычно делалась высокой, иногда в два света, без отопления, а теплая – одноэтажной, приземистой, с печами и двойными рамами

 

Всем известен классический «русский тройник»: колокольня и два храма, летний и зимний. На просторах Северной Фиваиды мы встречаем сохранившиеся до наших дней архитектурные комплексы, возведенные из дерева, а в центральной полосе строили композиции из двух каменных или каменного и деревянного храмов.

Летний и зимний храмы вплоть до XVIII столетия были отдельными зданиями, а затем их стали все чаще объединять под единой крышей: восточную летнюю часть попросту наглухо закрывали на зиму, продолжая служить в западной – зимней.

Ярким примером комплекса, включающего в себя летний и зимний храмы, можно назвать Пафнутьев-Боровский монастырь. С высоким, величественным летним Богородицерождественским собором соседствует скромная зимняя Свято-Ильинская церковь. В наши дни монастырские богослужения круглый год совершаются в соборе. Эта ситуация распространена по всей России: практически во всех храмах служат и зимой, и летом. Но для того, чтобы переоборудовать «сезонный» храм под круглогодичное использование, требуется особое внимание к техническим деталям.

При реставрации или воссоздании высокого, просторного, но не предполагающего наличия системы отопления летнего храма встает первый, но далеко не единственный вопрос: как согреть здание и сохранить в нем тепло.

«Архитектура православных храмов далеко не одинакова в разных концах нашего отечества, и что это различие обусловливается не только историческими причинами, но и условиями климата. Так, например, в Малороссии, где зимы бывают теплыми, церкви не отапливаются и богослужение совершается круглый год в одном и том же помещении, тогда как в Москве и в Поволжье, где разница между летней и зимней температурой весьма значительна, одной церковью обойтись невозможно, а потому тут строят... две церкви: одну на лето – холодную, а другую на зиму – теплую. Холодная всегда делается высокой, в два света, с куполом и без печей, а теплая – одноэтажная, низенькая, с печами и двойными рамами». Этнограф В. А. Мошков

Именно летние храмы – нарядные, торжественные – чаще всего были расписаны. Фрески благополучно переживали период зимней «консервации», поскольку в запертом здании устанавливался относительно ровный температурно-влажностный режим. Если в конструкцию храма нельзя вносить существенных изменений, а тем паче, если он расписан древними фресками, – целесообразно сохранять в нем тот режим эксплуатации, на который здание было рассчитано при возведении. Иначе постоянные сквозняки и перепады температуры, холодный воздух с улицы в сочетании с жаром от свечей и лампад могут очень быстро погубить стенопись. При переоборудовании летнего храма для круглогодичного использования очень важно не только обеспечить его отопление и теплоизоляцию стен, но и защитить от холодного воздуха окна и двери. По возможности оборудовать дополнительные тамбурные зоны, соответствующим образом построить отопительную и вентиляционную системы.

Убранство летних храмов, как правило, старались изготовить таким образом, чтобы оно могло пережить зимний период, когда температура в здании опускалась ниже нуля градусов. К примеру, иконостас Успенского собора Саровской пустыни был изготовлен из чугуна, так же, как и алтарная преграда в пещерном храме этой обители. Сегодня чугун в церковном искусстве применяется редко, но встречается. К примеру, изготовленный в наши дни чугунный иконостас находится в одном из подземных храмов Зачатьевского монастыря г. Москвы. Этот опыт можно с успехом применять при обустройстве часовен и церквей, где богослужение совершается нерегулярно и здание не отапливается. Сегодня в помещениях, подверженных перепадам температуры и влажности, чаще применяется другое решение (отметим, не менее распространенное и в XIX столетии) – керамические иконостасы и образа.

Просушке храма способствовала и конструкция его окон, обеспечивавшая правильный воздухообмен в здании. Многие из нас видели в старинных деревенских домах окна с переплетами, в которые было вставлено много довольно мелких стекол, подвижно закрепленных в раме. Такие окна называются филенчатыми. Они создавались отнюдь не из-за нехватки больших стекол, а нетвердое крепление – не дефект. Подобные конструкции можно было видеть не только в жилых домах, но и в храмах, и в богатых особняках, причем не только в России, но и, к примеру, в Италии. Филенчатые окна обеспечивали циркуляцию воздуха и таким образом способствовали просушке помещений, не позволяя развиваться плесени и гнили. Воздух, втягиваемый в помещение с улицы за счет разницы температур, постепенно прогревался. В наши дни этот принцип с успехом применяется в вентиляционных клапанах, которые можно установить в стене или оконной раме.

Зимний храм при своей реставрации или реконструкции ставит перед храмоздателями другие задачи, среди которых вопрос вентиляции также занимает значимое место. Невысокое здание не имеет объема воздуха, которого хватило бы на всех уместившихся в нем прихожан на три-четыре часа всенощного бдения. В старину эта проблема решалась с помощью нескольких архитектурных особенностей. Во-первых, печное отопление было соединено с каналами, по которым из помещения выводился отработанный воздух. Во-вторых, деревянные окна окон позволяли кислороду поступать с улицы, не создавая сквозняков. При этом окна в зимних храмах хорошо сохраняли тепло в помещении. Часто их делали мощными, с увеличенной коробкой, с большим расстоянием между стеклами. В переплет устанавливали по два-три стекла, так что возникали одна или две воздушных камеры. Стык между рамным переплетом и стеной защищал узорный карниз. Невзирая на все это, воздух проникал в помещение через деревянные рамы, но проникал уже согретым, так что сквозняков и перепадов температуры не возникало. Использовались и особые латунные шпингалеты с запорными крюками, которые в народе называли "орлиные когти". Посредством поворота ручки они  не только запирали окно, но и плотно притягивали его к переплету. Данные технологии в наши дни возрождает и применяет в своей работе мастерская «Патриарший лес», выполняющая церковные окна из дуба.

Храм пророка Илии Пафнутьева-Боровского монастыря. Одноэтажная, небольшого размера зимняя церковь построена в 1670-м году в форме квадрата, с полукруглым алтарем. К храму примыкают больничные палаты и трапезная. Между церковью и палатами устроен проем. Сделано это для того, чтобы больные могли слышать и видеть богослужение. 

При возведении зимнего храма особое внимание уделялось тому, чтобы холодный воздух с улицы не попадал сразу в главное помещение. Такие церкви имели по несколько сеней (притворов), что способствовало сохранению тепла. Вспомним обширную трапезную часть деревянных северных зимних храмов, отделенную от главного помещения капитальной стеной с небольшой дверью. Безусловно, имели значение и входные двери. В зимних храмах их нередко делали невысокими и обязательно с толстным дверным полотном и мощными косяками. Северный зимний храм обычно поднимали достаточно высоко над поверхностью земли, чтобы холод от промерзшей почвы не выстуживал помещение. Особенно хорошо защищены от почвенного холода были храмы на подклетах – своеобразной воздушной подушке. В этом подклете нередко и располагалась печь, дававшая тепло всему зданию.

Может ли возродиться патриархальная традиция возведения комплексов, состоящих из летнего и зимнего храмов? Жизнь покажет. А вот комплексы из большого и малого или верхнего и нижнего храмов строятся повсеместно. Это удобно: в будни можно служить в малом, а в праздники – в большом. Отопительная и вентиляционная системы зданий в период их простоя переходят в энергосберегающий режим, благодаря чему достигается экономия средств. К тому же при наличии двух храмов не станет проблемой провести в одном из них ремонт.

 

Алина Сергейчук

 

 

P.S. О церквах, кои затворены бывают в зимнее время

В марте месяце церковные окна в ясные ведренные дни, в 3-м часу дня отворять, и за два часа до вечера затворять, если и морозно тогда, но ветрами вешними всякие вещи, сиречь церковные потребы, зело сушит и удобно творит.

Потребно и в следующие солнечные дни, в ведреное время, когда хлад ветра благотворен, отворять окна, и церковные двери, ради церковной просушки; а егда дождь и тепло велие, или пасмурное время с дождем, тогда церковь и окна затворять, и отпоти в церкви не будет и никоего повреждения, ни тления церковным вещам.

А когда на иконах явится отпоть от воздушной теплоты: губкою мягкою грецкою, или платом чистым, мягким, белым излегка мокроту оттирати смотрителям, чтобы повреждения не учинить золотой иконопи, и краскам...

Храниться должно дождливых времен: церковь затворять тогда. В ведреные же и в солнечные дни и в потребные ветры церковь и окна вселетно отворять должно. Благотрудие похвально, и мзда от Бога готова..."

Из «Сийского иконописного подлинника», XVII в.