Рождение символики. Главный храм Вооруженных сил России

Одной из значимых тем минувшего года стала подготовка к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. К этому юбилею в подмосковном парке «Патриот» возводится величественный собор Воскресения Христова – Главный храм Вооруженных сил России. Масштабы храма позволяют говорить о нем много и разносторонне. Обратим внимание на некоторые стороны его архитектуры и убранства.

 

Об этом храме спорят. Его ругают, хвалят, удивляются. Кого как, а нас порадовал глубоко символический подход проектировщиков собора. Отыскивая знаковую систему, которая смогла бы выразить идеи, ради которых возведен именно этот храм, они, несомненно, продолжают традицию зодчих Византии и Руси. В этом поиске рождается символика, соединяющая традицию Православия и смыслы отечественной истории вплоть до нашего времени.

Символика чисел

Все размеры храма не случайны. Диаметр центрального купола храма составляет 22 метра 43 сантиметра. Этот купол стоит на восьмигранном барабане, диаметр которого равен 19 метрам 45 сантиметрам. Эти цифры напоминают о том, что 8 мая 1945 года в 22.43 был подписан акт о капитуляции Германии. Высота малых барабанов храма равна 1418 сантиметрам, именно таково число дней Великой Отечественной войны. Высота колокольни составит 75 метров – в память о том, что храмовый комплекс возводится к 75-летию Победы. «Зашить» эти символические числа в проект и при этом соблюсти гармонию пропорций – непростая задача для архитектора.

Высота храма 96,2 метра, ее можно сравнить с 25-этажным домом. Это третий в России и в мире по высоте православный храм. Он уступает только Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору.

Витражи

Кресты храма инкрустированы витражными стеклами цветов Российского флага: синего, белого и красного.

Храм украшают витражи, которые изображают орденские знаки, в том числе советские – всего 40 орденов. Кого-то это решение удивит – как и обилие воинской символики в храмовом пространстве в целом. Однако оно продолжает давнюю традицию: у каждого ордена в Российской империи был свой орденский храм. К примеру, храмом ордена Александра Невского был собор Александро-Невской лавры. В убранстве орденских храмов использовалась символика соответствующих орденов, в частности, орденский знак изображали на фасаде. Эта практика соответствовала изначальному пониманию орденов это не только знаков отличия, но и как неких сообществ «кавалеров» – тех, кто был удостоен этих наград. Кавалеры собирались на торжественные богослужения в день покровителя ордена, на совместные обеды – для чего изготавливались даже особые сервизы.

Созданием витражей занимается Академия акварели и изящных искусств С. Андрияки, в работе участвуют и преподаватели, и студенты. При этом применяются сложные художественные техники, сочетание которых дает особую выразительность: с помощью гидроабразивной резки стекла создаются сложные ажурные элементы, роспись витражей ведется вручную, после чего производится их фьюзинговое спекание стекла при температуре до 700 градусов, а собираются витражи в технике «тиффани». Производится и ручная резка стекла. «Такой огромный заказ — 40 орденов в витражном исполнении — это, конечно, возможность получить бесценный опыт и задействовать все наши ресурсы, всех наших художников, мастеров и технологов, — говорит глава Академии Сергей Андрияка. — Это и для студентов импульс получить новые знания и научиться работать в команде. С самого начала, когда задумывалась академия, мы предусматривали возможность коллективного опыта и выполнения подобного заказа совместно со студентами».

Небесные покровители

Боковые приделы храма посвящены святым, которые считаются небесными покровителями различных родов войск: святому Илье Пророку, благоверному князю Александру Невскому, вмц. Варваре и апостолу Андрею Первозванному.

На фасаде храма мы видим скульптурные изображения – довольно смелое решение для современной церковной архитектуры. Они составляют три ансамбля. Это серия барельефов, посвященных главным битвам Великой войны, изваяния русских святых и скульптуры евангелистов.

Необычности облика храма способствует колористическое решение: фасады будут выполнены в зеленых тонах, напоминающих цвет военного обмундирования. Это естественный цвет бронзы, которой облицованы фасады и которая символизирует несокрушимую стойкость воинского духа. Вспомним, что в Российской империи рясы военного духовенства традиционно шили из темно-зеленой материи, так что применение этого цвета в церковном контексте – не нововведение.

Обилие металла свойственно не только внешней отделке, но и интерьеру храма. Полы выполнены из чугунных плит – решение, часто встречавшееся в русских церквях вплоть до начала ХХ века, но подзабытое в наши дни. В Воинском храме полы украсят карты сражений Великой Отечественной, а также изображения разных видов оружия. Из бронзы с медными вставками будут изготовлены и иконостасы храма. Над ними, в конхах алтарей, будут изображены святые, которым посвящены эти приделы.

Чтимая икона

На Пасху 2019 года был освящен образ Нерукотворного Спаса, который станет одной из главных икон собора. Эту икону вместе с киотом пожертвовал Президент В. В. Путин. Киот со створами представляет собой сложную композицию. Его облик напоминает об исконных традициях отечественного храмового убранства: киоты схожих очертаний создавались на Русском Севере в XVII–XVIII столетиях. Бронзовый складень украшен позолотой, вставками из серебра, драгоценными камнями, эмалями, чеканкой. С писаными иконами соседствуют рельефные изображения на металле. Очень живописны эмалевые символические образы четырех евангелистов в виде ангела, орла, льва и тельца, помещенные в углах иконы. Икона Спасителя украшена нимбом и цатой с жемчужной обнизью (обрамлением).

Выбор в качестве главной иконы храма Нерукотворного Спаса не случаен. Именно этот образ вышивали на хоругвях, под которыми шли в бой наши войска еще во времена Древней Руси. Икона написана на доске из лиственницы, которую собрали, демонтировав лафет пушки XVIII века, поднятой со дна Невы недалеко от Домика Петра I в Санкт-Петербурге. Иконная доска скреплена металлическими частями лафета и деревянными остовами винтовки времен Великой Отечественной войны. Так в одном произведении соединяются разные века русской истории.

На створах (дверцах) складня написаны иконы Богоматери: Владимирская, Смоленская, Тихвинская и Казанская. Под ними – рельефные изображения сражений, в которых Пречистая помогла русским людям по молитве перед этими иконами. Куликовская битва, Смута, война 1812 года, великая Отечественная война. Центральный образ обрамляют небольшие ростовые иконы святых заступников нашей Родины: свт. Николая Чудотворца, ап. Андрея Первозванного, пророка Илии, вмц. Варвары, блгв. кн. Александра Невского, праведного адмирала Феодора Ушакова, блгв. кнн. Владимира и Ольги. Навершие киота украшает образ Пресвятой Троицы с предстоящими архангелами. С киотом соединен ковчежец, в котором почивают частицы мощей апостолов Петра и Андрея, свт. Николая Чудотворца, вмчч. Пантелеимона Целителя и Георгия Победоносца, вмц. Варвары, прп. Сергия Радонежского и прав. Феодора Ушакова. Нижнюю часть киота украшает изображение двуглавого орла.

Пока храм строится, икона посещает города и воинские части. Началось путешествие в Севастополе. Образ побывал в Чечне, Дагестане, Поволжье, Екатеринбурге, Сибири и даже в сопредельных России государствах: Абхазии, Таджикистане, Армении. Перед ней молились в воинских частях, на военных базах, в кафедральных соборах. На поклонение  собираются тысячи верующих. Так главная икона Вооруженных сил РФ становится намоленной. А значит, к моменту открытия храма у него уже будет чтимая святыня, перед которой изливались молитвы о мире и благополучии России многих тысяч верующих сердец.

 

Марина Клочкова