Самопрезентация

Самопрезентация – актуальная тема для делового человека. Как правильно представить людям себя и свое дело? Об этом мы говорим с православным священником иереем Сергием Торнаги.

 

- Мы возвращаемся к старому доброму вопросу: что важнее – быть или казаться? Или лучше: как правильно сочетать эти понятия?

- Людям, которые воспринимают мир в черно-белом цвете, кажется, что эти понятия противоположны. «Быть» для них означает уход в себя, а «казаться» – уклонение во внешнее в ущерб внутреннему. Возникает дилемма: быть наполненным, но неизвестным и непонятным или известным, но пустым. Сейчас много медийных лиц, которых все знают, но никто не может ответить на простой вопрос: «а кто это?» Если задать его, отвечают: «она же на всех экранах!» Я уточняю: «я знаю, что она на всех экранах. Но кто она? Почему ее мнение может вызывать интерес?» Иногда для таких людей придумывают «профессии»: «блогер», «телеведущий», «политолог». Этими словами может назваться кто угодно, в том числе и люди, ничего из себя не представляющие. Мы же возвращаемся к православной идее золотой середины: надо не только быть, но и уметь верно представить себя, чтобы с тобой правильно коммуницировали.

 

- К сожалению, иногда происходит некий маскарад, когда человек принимает противоположные образы в зависимости от среды. И непонятно, каков же он на самом деле.

- У тех, кто рядится в несвойственное для себя, обычно получается нелепица. Эти потуги смешны, как движения европейцев, которые пытаются  исполнять танцы папуасов. Потому что папуас знает, что за движения он делает, а европеец просто кривляется. И люди всегда замечают выскочку, странно одетого, не понимающего даже основных принципов, лишь внешне подражающего чему-либо. Распространено и такое явление. В начале своей карьеры люди пытаются пустить пыль в глаза окружающим, хотят выглядеть эффектно, аристократично – в соответствии со своим восприятием, одеваются сверхмодно, гламурно. Стремятся нравиться, соответствовать и через это влиять на полезных им людей. А потом, когда необходимость соответствовать чьим-либо ожиданиям отпадает, они начинают с пренебрежением смотреть на окружающих и выражают это в том, что одеваются крайне небрежно, даже неопрятно. Этим они как бы говорят: «я больше не должен ни перед кем выглядеть прилично». Православный человек тоже не ожидает одобрения окружающих, но любовь к Богу проверяется любовью к людям, уважением к ним.

 

- Каковы основные принципы самопрезентации?

- Оставаться собой и в то же время, учитывать, кто перед вами, каковы его запросы. Мы не раз говорили, что есть люди аудиалы и визуалы – если у вас есть возможность изучить собеседника заранее (например, по соцсетям), вы будете заранее знать, на чем сделать акцент: на речи, облике и т.п. Конечно, надо постараться, чтобы на высоте было все: тембр голоса, спокойная, открытая, но благородно-сдержанная поза, доброжелательная улыбка, уверенный взгляд и т.п. Позиционируя свой бизнес, важно озвучить его отличительные черты, чем конкретно вы превосходите конкурентов.

 

- Визитная карточка предприятия – его сайт и страницы в соцсетях?

- На сайте хорошо сразу, кратко и емко, сообщить о своих реальных преимуществах, показать особенности, которыми отличается ваша работа. Например, кровельщик делает 3 загиба, а не 1, при стыковке металла на крыше. А это значит, что вода точно не попадет в помещение, даже во время оттепели после снежной зимы. Сфотографируйте крупным планом узел соединения, сообщите, какого качества металл. Покажите, чем отличается качественная работа от халтуры. Лучшая реклама – это действительно хорошо выполненная работа. Возможно, для вашего собеседника важны не только основные преимущества, но и какие-то детали – например, что работать с вами удобно, что ваши менеджеры быстро оформят заказ, что у вас надежная служба доставки и т.п. Вы должны запомниться – соответственно, чем-то «зацепить» собеседника. Важно не следовать вслепую каким-то образцам, каким-то вскользь услышанным и не понятым рекомендациям. Потому что если мы слепо им следуем, получается то же подражание, что и у выскочки, который хочет выглядеть богачом. У каждого из нас внутри есть закон, который «кричит» нам о том, что правильно, а что нет. И как раз он является для нас органичным, а вся эта мода, призывающая отказаться от «наносного» – каких-то традиционных представлений – это и есть наносное. И это привнесенное извне, чуждое глубинам нашей души, вызывает внутренний конфликт. Как видите, наш разговор перешел в нравственное русло. Это не случайно: если отнять у человека самые простые, бытовые устои: что красиво, а что нет, что удобно – он становится подверженным манипуляции в более глубоких вещах: что допустимо в образе жизни, мыслей, нравственности.

 

– Иногда при позиционировании товара применяют недобросовестные  методы.

–  Есть  много  приемов,  которые относятся  к  «продаже»  иллюзий,  страстей.  Некоторые  «продают  страх».  Например:  «Кого  из  нас  не  кусала оса? Все знают, как это больно,  но это может привести еще и к отеку,  и к смерти. Мы делаем крыши так, что  осы вас не достанут!»

 

– Правильно ли в целях привлечения людей к Православию сообщать, что то или иное медийное лицо  верующее?

–  Потом  это  нередко  выходит  боком... Те, кто приглашают в качестве  медийного лица людей с неустойчивой  религиозностью  –  каких-то  актрис, заявляющих о своей православности при весьма далеком от благочестия  поведении,  сильно  рискуют.  Получаются  несуразицы,  например,  на православном телеканале мы слышим: «это просто прелесть, как здорово». Но «прелесть»  в православном  восприятии - понятие резко негативное! Христианство нельзя изучить со  стороны, чтобы говорить о нем, им  надо жить.

 

-Влияют ли убеждения человека на его деловую эффективность?

- Состояние души человека может не улавливаться внешне, но оно сильно влияет на его восприятие окружающими. Почему с одними людьми хочется работать, от них зажигаешься, а при разговоре с другими ждешь, когда он закончится? – На это влияет в первую очередь отношение человека к самому себе и к жизни. Уверенность, которая сказывается и на внешнем виде, рождается из твердости внутренней концепции. У человека есть принципы. Он держит слово. Он организован, спокоен, благодушен и делен. Он не позволяет себе глупостей и умеет избегать глупостей окружающих. Понимая себя, он понимает других людей. И уже заранее видит, что человек идет не по той дорожке, и старается или выскользнуть из-под удара, или поправить собеседника: «это будет неправильно» или «если мы хотим сохранить отношения, а они очень ценны для меня, нам лучше избегать таких вещей». Выдержанный имидж доброжелательного православного человека не позволяет никому хамить ему или отстраняться от него. Уверенный человек не пугается, встретив иного, не сердится. Он просто думает, как коммуницировать с такими людьми. Он не впадает в панику. Паника может проявляться по-разному: кто-то пугается, а кто-то гневается, пусть даже не проявляет этот гнев вовне.

 

- Гордость – проблема многих, в том числе и бизнесменов, а она отталкивает людей.

- Они боятся ошибок, боятся плохо выглядеть. Надо быть немножко попроще, тогда Господь поможет, и наступит внутренний мир. А когда человек мирен, Господь ему подсказывает, как поступить. В советское время в еврейских семьях детям говорили, что они должны быть на три головы выше остальных: больше учиться, больше трудиться, - чтобы оказаться наравне со всеми и пробиться в жизни. Так же должны поступать и православные. А если мы хорошо потрудимся, то запустится инерция, когда наши наработки будут уже сами приносить нам плоды.

 

- Как обрести спокойствие? У многих – даже воцерковленных людей – его нет.

- Большинство людей, даже верующих, не сознают, что им нужно спасение и что 80% проблем у людей происходят оттого, что они не погружены в веру, не думают о спасении. Если бы они были заняты этим процессом, они бы иначе смотрели на многие вещи и то, что сейчас составляет для них проблему, их бы не беспокоило. Они бы понимали относительную ценность временного и непреходящую – вечного. Затем, для 80% женщин очень важен дом. Для мужчин же главное самореализация на работе. Еще необходимо наличие референтной группы – единомышленников, которые нас понимают, для которых мы нормальны. Если честный человек живет среди воров – он будет восприниматься как ненормальный, и ему будет тяжело. А если у него есть группа честных друзей – он будет чувствовать, что быть порядочным человеком это норма, и его будет тяжело сломать.

 

- Может ли стать референтной средой сама православная организация?

- Едва ли. Потому что ментальность у нас уже не русская. И даже не советская, а постсоветская. 90-е годы сильно поломали психику нашего народа. Чтобы получилась референтная группа, нужно стопроцентное доверие между людьми. Но практически каждый из нас был сильно ранен кем-то, кому он на 100% доверял. Он думал жить по принципу «жизнь православных это взаимное служение» и общался с ближними по этому принципу – а потом понял, что идет игра в одни ворота и его просто используют. И, вместо того, чтобы научиться служить людям правильно, он обиделся и закрылся. Чтобы у человека появилась референтная группа, ему необходима работа над собой, самоанализ. А для этого нужен хороший духовник – священник, которому ты действительно интересен и который способен окормлять людей. Конечно, хорошо сотрудничать с теми, кто тебе по душе, кто принимает тебя и приятен тебе. Отношения хорошо строить на перспективу, при этом формируется ощущение, что мы свои люди. Это будут самые надежные контакты. Бизнес – это форма самореализации. Крупный бизнес – масштабная форма самореализации. Его руководитель уже отвечает за окружающий мир, за благосостояние своих сотрудников и в то же время за их поведение на предприятии.

 

- Современные люди постоянно спешат и часто не готовы слушать собеседника дольше минуты-двух. А с письменной речью еще хуже: социальные сети отучили своих поклонников читать мало-мальски серьезные тексты. Как донести до них свою мысль?

- Никуда не деться, мы должны работать с такими людьми, какие есть. Что касается делового письма – оно должно быть достаточно кратким, состоять из трех небольших абзацев. А уже в приложении может быть развернутый текст. Если мало времени – мы говорим слоганами, лозунгами. Они привлекают внимание, вызывают аффект, и человек интересуется, что же мы сообщим ему дальше. Конечно, эти слоганы должны быть добрыми и приличными. Если времени больше – мы используем образы, метафоры, притчи. Господь так и поступал – Он обращался не к сознанию, а непосредственно к чувствам слушателей. Это не манипуляция. Манипуляция это отъем средств без возмещения. А в торговле все честно: я вам товар или услугу, а вы мне деньги.

 

Беседовала Алина Сергейчук

Статья проиллюстрирована картинами художника Владимира Румянцева