Чтобы колокола звонили

Наш собеседник – Андрей Новиков, руководитель предприятия «ТЕХБЮРО», известного своими надежными системами электронного звонаря. ООО «ТЕХБЮРО» провело работы по оснащению звонниц: в резиденции Президента России на Валдае, в Русском культурном центре в Париже, в Николо-Угрешском монастыре.
Сейчас ведутся работы по оснащению Главного храма Вооруженных Сил России.

 

– На колоколах 24 и 10 тонн Угрешского монастыря вы применили новую разработку?
– Да, к тому же получилось что, электропривод потребляет мощность, меньшую, чем у электрического
чайника, а напряжение составляет 220 вольт. Еще одна приятная особенность: колокол можно буквально
в течение одной минуты перевести из режима автоматического управления в режим ручного звона в оба
края.
– Для главного храма Вооруженных сил России вы делаете систему на 12 колоколов?
– Да, и самый тяжелый колокол из которых весит 4 тонны. Наши возможности были признаны специалистами Министерства обороны лучшими среди всех, кто работает в этой сфере. Оценивались принцип работы оборудования, его комплектация, возможности, красота звучания. Причем все комплектующие мы делаем сами.

 

- Вы задействуете при звоне колокола всех размеров?

- Да, от самых маленьких до самых больших. Основное же наше техническое преимущество – использование прямолинейных ударных механизмов для колоколов весом до 400 кг. Благодаря этому мы выигрываем в динамичности звона: он получается быстрым и слаженным. К тому же, за счет применения прямолинейных приводов система не требует специализированного обслуживания, только визуальный осмотр. Более того, мы даем гарантию 5 лет на тросы и 2 года на всю систему.

 

- Как работают прямолинейные ударные механизмы?

- В других системах трос наматывается на вал. При этом, естественно, возникает трение, приводящее к его износу и обрыву. К тому же, возникает потеря времени: надо успеть намотать трос, потом размотать его. В прямолинейной системе ничего не трется и не рвется.

 

- Как осуществляется управление звоном?

- Вы можете выбрать из четырех типов управления. Классический кнопочный пульт очень удобен. Можно запрограммировать на нем 20 основных мелодий, которые будут включаться одним нажатием кнопки. Эти
мелодии можно легко перепрограммировать. В нашей библиотеке звонов более 70-ти мелодий. Можно
управлять колоколами с компьютера или со смартфона. Есть вариант выбора и включения звона с помощью
радиосвязи, причем программное обеспечение устанавливается на мобильный телефон. Это удобно тем,
что не требуется смс-связь, которая может притормаживать, в то время, как радиосигнал проходит на расстояние до 100 метров практически мгновенно.
– Известно, что у вас низкие цены.
– Вместе с монтажом наше оборудование обходится примерно в 300 тысяч рублей. Конечно, чем тяжелее
колокола и чем их больше, тем дороже обходится электронный звонарь. В зависимости от веса колоколов
применяются различные типы ударных механизмов, которые требуют разных затрат на свое изготовление.
Мы постоянно работаем над усовершенствованием системы. Например, недавно применили для колокола
весом 24 тонны привод мощностью всего 700 ватт – это прорывное решение. Отмечу, что при необходимости мы предоставляем храмам рассрочку оплаты.
– Насколько долговечно ваше оборудование?
– Мы работаем восьмой год, оборудовали сотни колоколен. Самые первые наши системы бесперебойно работают до сих пор, практически не требуя вложений. Наш электронный звонарь не нуждается в периодичном сервисном обслуживании. Конечно, наше оборудование постоянно работает в режиме интенсивного движения и мы нашим заказчикам всегда рассказываем о том, на что надо обращать внимание. Но повторюсь, наше оборудование не требует специального периодичного обслуживания. Также большинство вопросов по обслуживанию системы решаются в режиме удаленного подключения к управляющему компьютеру. Некоторые храмы с большим набором колоколов и колоколами весом свыше 3-х тонн находятся у нас на сервисном обслуживании, потому что тяжелым благовестникам нужно особое внимание. Но при желании и с их обслуживанием можно справиться своими силами.
– Можно ли по звуку определить: живой звонарь на колокольне или робот?
– Специалист, конечно, отличит: у человека всегда будет элемент импровизации. Но общее качество
звона у нашего оборудования выше, чем у среднестатистического звонаря, окончившего колокольную школу. Звоны разнообразнее, быстрее, интереснее. Это признают многие батюшки.
– Многие звонари критикуют практику применения при звоне технического оборудования.
– Наша система ни в коем случае не мешает работать живому звонарю, и мы не ставим себе задачи заменить
ручной звон на автоматический. Проблема кроется в другой плоскости: не хватает звонарей. Наша цель – обеспечить, чтобы колокола звонили. Мы никому не навязываем своих услуг, есть потребность – и мы работаем. Но сегодня многие храмы не имеют в штате постоянного звонаря. А если у них и есть приходящий доброволец – он может заболеть, может оказаться занятым в самый ответственный момент и т.п. Наша задача – подстраховать общину на этот случай. Тем более, что наша система не мешает ручному звону. Во многих храмах, где стоит наше оборудование, по будням звонит электронный звонарь, а по праздникам – живой. Так что пусть звонари не обижаются на нас: мы делаем общее дело, чтобы колокола звучали. Прихожане должны слышать колокольный звон, и если некому позвонить, мы решаем эту проблему.

 

В ознаменование трудов на благо Церкви и России по итогам 2019 года журнал «Церковный Строитель» награждает грамотой Андрея Юрьевича Новикова и коллектив ООО «ТЕХБЮРО» Номинация: «Разработчик систем автоматического звона в колокола»

 

+7 (911) 004-08-10 info@voenmech-buro.ru voenmech-buro.ru