На чем нельзя экономить

Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого настоятеля. Ключ к правильному ответу – действовать таким образом, чтобы экономия впоследствии не привела к потерям – не только материальным, но и духовным, и, скажем так, репутационным. Для этого стоит понять не только свои интересы как заказчика, но и интересы подрядчика, который будет выполнять работы. И выбрать того подрядчика, интересы которого максимально совпадут с вашими.

 

Почему некоторые производители отказываются работать с храмами?

 

К примеру, некоторые настоятели храмов, пытаясь сэкономить, действовали, скажем так, не слишком честно, мол «цель оправдывает средства, святое дело совершаем», – и сами же попадали в тупик. Начав переговоры с предприятием, на высоком уровне создающим, к примеру, иконостасы, они получали от него более или менее готовый проект, а затем переставали выходить на связь. Выполнение проекта поручалось мастерской, известной самыми низкими ценами на свою работу. Но, увы, «военная хитрость» оборачивалась против своих же авторов: жалкое подобие величественной алтарной преграды, изготовленное на дешевом оборудовании из бросовых материалов не могло украсить дом Божий, не радовало ни прихожан, ни архиерея, ни меценатов, а то и всем своим видом требовало скорейшей переделки. При совершении святого дела, каковым является благоукрашение храма, духовные законы действуют с особой неумолимостью.

Ни для кого не секрет, что многие производители отказываются работать с храмами, потому что уже «обжигались»: им не платили или не доплачивали за выполненную работу. Церковный хозяйственник оправдывал себя тем, что экономил деньги прихода или монастыря, что мирянин-производитель, недополучив за свои услуги, сделал пожертвование… Вовсе не задумываясь о том, что пожертвование не может быть не добровольным. Между тем, даже если в конкретном случае дело сошло с рук и не закончилось неприятностями, кому-кому, а представителям Церкви непорядочное поведение не может не повредить. Как говорит иерей Сергий Торнаги, психолог, специализирующийся на теме нравственного подхода к бизнесу, «Подход «Бизнес и ничего личного» приводит к упадку – и в бизнесе в том числе. Считается, что у нас нет государственной идеологии, но на самом деле действует идеология монетаризма, которая пришла на смену коммунистической идеологии. Это приводит к фальсификации, в том числе и человеческих отношений. Истинная цель действия редко демонстрируется, ее стараются закамуфлировать чем-то благородным, а цель эта – деньги. Из-за этого благородные чувства оказываются истрепаны и отброшены, жизненные мотивации «выжигаются». Все хотят делать деньги. Редко где тебя не обманут». Залог земного благополучия приходов и монастырей – искренняя вера людей. Когда в обществе воцаряется цинизм, вызванный недоверием и разочарованием всех во всех, храмы как минимум пустеют.

 

Как отыскать производителя, с которым можно работать?

 

Как же найти производителя, с которым можно будет построить ответственные отношения: он качественно выполнит работу, а вы сможете оплатить ее, не разорив приходской бюджет?

Современных производителей церковной утвари можно разделить на две неравные группы: маленькие скромные мастерские, как правило, провинциальные, и предприятия, известные не только масштабностью работы, но и солидным опытом, и высоким художественным уровнем. И те, и другие имеют свои плюсы и минусы.

Небольшая мастерская с малым числом сотрудников может работать, оставляя себе минимальную прибыль. Гибкость и мобильность достигается благодаря тому, что все решения принимаются одним человеком. Такие предприятия обычно берутся даже за самые мелкие заказы. Но за счет небольших объемов себестоимость единицы произведенного товара оказывается слишком высокой – сказывается цена закупаемых в розницу или мелким оптом материалов и невысокая производительность труда, осуществляемого вручную или на нетехнологичном оборудовании. Чтобы обеспечить конкурентоспособные цены, многие начинают мудрить с качеством.

У солидного производителя – свои «подводные камни». Необходимость содержать большой штат сотрудников требует затрат. К тому же у предприятий, находящихся в столицах, затраты на содержание производственных площадей и трудового коллектива существенно выше чем у тех, кто работает в глубинке.

В последние годы все сферы предпринимательства существенно переформатируются под влиянием информационных технологий. Все больший сегмент розничной торговли переходит к интернет-магазинам, а среди них на лидирующие позиции выходят гиганты, способные охватить максимально широкий спектр товаров и обеспечить их качественную и недорогую доставку во все регионы. Покупателям удобно и выгодно делать заказ через интернет, закупая все необходимое в одном месте. При этом не так важно, где находится производитель: транспортные компании быстро и недорого доставят в любой регион и массивный жертвенник, и драгоценный потир. Большие объемы позволяют работающим таким образом предприятиям наращивать мощности и выходить на серьезный художественный уровень, работая в разных ценовых категориях, но неизменно обеспечивая высокое качество продукции, гарантом которого является их забота о собственной репутации.

 

Гарантом является забота о собственной репутации

 

Секретами того, как получить все необходимое для храма по минимальным ценам, с нами поделился основатель и руководитель Торгово-производственного предприятия ОРТОКС, расположенного в г. Костроме, Павел Клочков:

«Мы сразу же сделали акцент на развитие мультиформатность: у нас можно найти и деревянную утварь: престолы, аналои, и изделия из металла – те же паникадила, и облачения, и ювелирку, и ладан. Уже сейчас мы можем полностью оборудовать храм, заполнить его ризницу и церковную лавку, практически не прибегая к помощи субподрядчиков. Большой объем производства и продуманная логистика позволяют минимизировать себестоимость изделий. Поделюсь секретом: мы работаем с минимальной маржой. Вначале это вызывало непонимание у некоторых из наших сотрудников, но практика показала, что большие объемы производства и продаж позволяют нам обеспечить прибыль, достаточную для достоянной жизни работников и развития предприятия. Мы уделяем большое внимание информационному сектору работы: на сайте ortox.ru на данный момент представлено более ... изделий. Каждое из них можно рассмотреть, почти что пощупать. Для удобства тех, кто благоукрашает храмы, а среди них не только священники, но и их светские помощники и благотворители, мы рассказываем на сайте о каждом из предметов церковной утвари: из чего он изготавливается, каково его место в храме, история, символика, традиции использования. Конечно, при покупке большого количества изделий мы предоставляем хорошие скидки. Еще одна возможность, которой многие храмы с удовольствием пользуются – коллективные закупки. Через сайт удобно заказать большую партию утвари, облачений, того же ладана – и получить их по минимальным ценам. Для этого объединяются несколько приходов, иногда целое благочиние – и существенно экономят».

Итак, секрет успеха – в сочетании производства, обеспечивающего широкий ассортимент качественной продукции, и его продвижения через собственный сайт с удобной интернет-площадкой. Впрочем, заказчику следует быть внимательным, чтобы вместо производителя не попасть на посредника, который вложился в создание и продвижение интернет-ресурса. Хорошим подспорьем для решения этого вопроса станет изучение других источников информации – в частности, печатных изданий. Интернет-магазины крайне редко рекламируются в журналах, в то время как серьезные производители используют все существующие каналы, чтобы сообщить о себе максимально широкой целевой аудитории.

 

Иван Соколов