Дробницы с финифтью

Когда медальоны с финифтью стали едва ли не непременным атрибутом торжественного богослужебного облачения и утвари? - Наибольшее распространение в России они получили, начиная с XVIII столетия, когда в Ростове Великом при архиерейском доме были открыты художественные церковные мастерские. В их составе был и эмальерный цех.

 

Драгоценные эмали – традиционное украшение торжественных богослужебных облачений, в первую очередь – архиерейских митр. Эмалевые миниатюры выполняют на округлых, реже – многоугольных металлических медальонах и прикрепляют к поверхности митры. Такие медальоны именуются дробницами. Иногда дробницами декорируют и другие предметы облачения – например, палицы. И, конечно, эмалевая дробница – наиболее часто встречающийся центральный элемент архиерейской панагии. Также дробницы с расписной эмалью (финифтью) украшают богослужебную утварь: потиры, дарохранительницы, звездицы, богослужебные Евангелия, венцы для совершения Таинства брака и т.п. В Муромском историко-художественном музее собрана интересная коллекция эмалей. Среди них – звездица, украшенная дробницей с образом Бога-Саваофа, созданным в живописной манере в технике расписной эмали. Очень интересно входящее в ту же коллекцию богослужебное Евангелие работы ростовских мастеров 2-й половины XIX века. Примечательность его состоит в том, что центральная часть обложки богослужебной книги представляет собой целый миниатюрный иконостас. В середине его расположился небольшой прямоугольный образ Воскресения Христова, вокруг которого сгруппированы иконы Двунадесятых праздников.

До XVIII века эмали в Российской империи использовались главным образом в светском искусстве. С тех пор, как в XVII веке французский ювелир Жан Тутен открыл секрет полупрозрачных эмалевых красок, они вошли в моду в высшем обществе. Миниатюрные портреты прекрасных дам, изображения романтичных пастушков и пастушек украшали пудреницы, табакерки, часы, браслеты знати.

В Ростове эмальерное искусство поставили на службу Церкви. Первое упоминание об этом относится к 1760-м годам, когда мастер Гавриил Елшин «писал шапки», то есть делал миниатюрные эмалевые иконы-дробницы для митр. Так была возрождена древняя, еще византийская, традиция, когда в технике горячей эмали создавались драгоценные иконы и утварь. Впрочем, технологии работы эмальеров двух эпох отличались друг от друга. Византийские мастера использовали перегородчатую эмаль: расплавленную стекловидную массу заливали между напаянными на пластину перегородками, создававшими рисунок. В Ростове Великом работали главным образом в технике финифти – письма специальными эмалевыми красками по загрунтованной эмалью пластине драгоценного металла.

В наши дни традицию создания церковной утвари с эмалями продолжает предприятие «Ростовская финифть». Здесь работают с различными видами эмали: перегородчатой, горячей. Но бесспорная пальма первенства – у финифти, благодаря которой создаются изображения, по тонкости не отличающиеся от темперной иконописи. Яркие, сочные тона, загадочное поблескивание гладкой, как стекло, поверхности, долговечность и прочность – все это отличительные черты финифти. Это искусство представляет собой синтез иконописи и ювелирного мастерства. Нередко эмали комбинируются с драгоценными и поделочными камнями.

Миниатюры на дробницах – особенно востребованная разновидность изделий предприятия. Секрет их востребованности состоит в том, что эти небольшие эмалевые образки можно прикрепить к готовым изделиям при их реставрации или использовать в собственных работах. «Ростовская финифть» сотрудничает со множеством мастерских, создающих богослужебные облачения и утварь. По их заказу мастера изготавливают дробницы, которые делают митры, потиры, венцы подлинными произведениями искусства. Не менее любимы представителями храмов и монастырей изделия, полностью выполненные ростовскими мастерами, где с финифтяными миниатюрами соседствуют орнаменты в технике эмали по скани, перегородчатой и выемчатой эмали, драгоценные камни.

 

Опасайтесь подделок! «Ростовская финифть» – официальный продолжатель народного промысла ростовских расписных эмалей. Это производство высокого технологического уровня, где трудятся настоящие специалисты. Приобретая их продукцию, вы гарантированно получаете качественные изделия достойного художественного уровня. Качество работ непроверенных организаций нередко вызывает нарекания. Будьте внимательны при покупке.

 

Наталья Зубкова

 

Фабрика "Ростовская финифть" 8 (48536) 7-59-10, 7-73-73 www.finift-nhp.ru