Деревянные храмы: в истории и в наши дни

Васнецов. Основание Москвы

Деревянная церквушка на фоне золотых полей пшеницы – примета исконного русского пейзажа. В наши дни все больше храмов строится и в городах. Поговорим об истории и современности деревянного церковного зодчества.

 

Причина того, что малые деревянные храмы становятся все востребованнее, вполне прозаична: там, где планируется возвести просторный каменный храм, предстоит длительное и дорогое строительство. Но чем быстрее у прихода появится помещение для молитвы – тем быстрее соберутся люди. А это значит – будут совершаться богослужения, привлекающие помощь Божию на благое дело. Будут появляться все новые прихожане, кровно заинтересованные в строительстве храма вблизи их домов. Станут активнее собираться пожертвования.

Храм в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", Ростокино, возведен в начале XXI века

Деревянный храм практичен. Почти всегда его здание можно перенести на другое место. А это значит, что когда большой храм будет возведен, малый можно будет передать другому, вновь созданному, приходу, нуждающемуся в нем. Такая практика – не редкость. Например, в Москве, в Лефортово, недавно был установлен деревянный Никольский храм, перенесенный с Люберецких полей. Там уже возведена каменная Покровская церковь, и часовня оказалась не нужна, а здесь – путь строительства и здания, и прихода еще только начинается.

Другой вариант использования малой деревянной церкви по возведении большой – оборудовать в ней крестильню. Маленькую церковь легко протопить, что позволяет существенно сэкономить средства. По той же причине во многих местах в малых храмах служат в будние дни, когда прихожан не так много.

Наиболее распространенная в наши дни архитектура деревянного храма, возводимого на месте будущего капитального строительства, – одноглавая церковь с невысоким шатром и низким притвором. Таковы уже упомянутый нами Никольский храм в Лефортово, церковь в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Ростокино и многие другие. Подобные малые храмы нередко возводили и в старину.

Пятишатровый старинный храм в селе Нёнокса

Но, конечно, шатровая архитектура славна величественными деревянными соборами. Шатер делали четырехгранным или многогранным. Он мог быть и не один. В Архангелогородской губернии в селе Нёнокса в XVII столетии был возведен единственный сохранившийся на сегодня пятишатровый храм. А в селе Пияла стоит одна из самых высоких деревянных церквей – Вознесенская. Высота ее составляет 45 метров. Рядом с ней – колокольня со шпилем, явный отсыл к столичной петербургской каменной архитектуре XVIII века. Архитектура Вознесенского храма как нельзя лучше соответствует его посвящению. Исследователь Русского Севера искусствовед Генрих Гунн в 80-е года ХХ века писал: «Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощу­щение взлета ввысь – идея шатрового зодчества выра­жена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, к Горнему».

Высокий шатер – решение впечатляющее, но не практичное. В холодное время года такой храм трудно протопить: теплый воздух, как известно, имеет свойство подниматься вверх. Поэтому появились «двойники» - деревянные комплексы из летнего шатрового и зимнего клетского храма, а также «тройники», где присутствовала еще и стоящая отдельно колокольня. Нередко территорию погоста обносили монументальной деревянной же оградой – и храмовый комплекс становился подобен небольшой крепости. Это позволяло не только чувствовать себя защищено от лихих людей и диких зверей, но и укрыться от ветра и снега вьюжной зимой, когда в бурю можно заблудиться и замерзнуть в нескольких метрах от жилья.

Шатровый храм в селе Пияла

Интересное решение, присущее в первую очередь шатровым деревянным храмам – потолок-«небо». Он перекрывает шатер, создавая некое подобие свода. Храмовые «небеса», покрытые иконописными изображениями – самобытная примета русских деревянных храмов, по преимуществу – северных. Это удачное художественное решение распространилось не только в шатровых храмах, но и в деревянных церквях иной архитектуры. В наши дни оно получает новое рождение – так, в храме свв. Кирилла и Мефодия в г. Воронеж обустроено «небо», украшенное не иконописными, а резными изображениями.

Современные технологии позволяют создавать деревянные храмы, превосходящие по размерам самых величественных из своих предшественников. Так, в г. Волхов Ленинградской области был возведен шатровый Андреевский собор. Площадь его составляет 136 метров, а высота - ... метров. Довольно крупная главка храма в лучших традициях старины выполнена из деревянного лемеха – тонких пластин, виртуозно подогнанных друг к другу.

Еще одна архитектура русской деревянной церкви, распространенная как в древности, так и в наши дни, – клетский храм. Он состоит из одной или нескольких пристроенных друг к другу деревянных клетей – прямоугольных срубов. Алтарь, основная часть, трапезная, притворы – эти помещения могут представлять собой соединенные между собой срубы, а могут умещаться в одном. Благодаря этому клетские храмы удобно расширять – так появлялись боковые притворы-прирубы, отделенные от основного здания несущей стеной. Храм или жилище, состоящие из нескольких клетей, назывались срубленными стаей.

При всей простоте конструкции, клетский храм может быть весьма добротным и живописным. Вероятно, именно такими и были первые русские православные церкви – возведенные еще до Крещения Руси в Киеве храмы свт. Николая и св. Ирины. Во всяком случае, в книгах европейских путешественников, посетивших Русь в XVII столетии и оставивших о них иллюстрированные записки – Адама Олеария и Августина Мейерберга – изображены именно клетские деревянные храмы, некоторые из которых к тому времени уже были достаточно старыми. Самые древние из сохранившихся до наших дней клетских храмов – церковь прав. Лазаря, находящаяся в Кижах (конец XIV века) и церковь Ризоположения из села Бородава (1485), перенесенная в Кирилло-Белозерский монастырь, а также храм вмч. Георгия в селе Юксовичи (деревня Родионово Ленинградской области), датированная 1493 г.

Храм Иоанна Русского, Москва, построен в конце ХХ века

Весьма удачный современный образец данного архитектурного решения – бревенчатая малая церковь праведного Иоанна Русского в одноименном церковном комплексе московского района Кунцево. Состоящий из нескольких срубов храм увенчан небольшой главкой и колокольней, установленной над притвором. Его остроконечные зеленые крыши гармонируют с листвой деревьев, придавая обаяния патриархальности современному столичному району.

Со временем архитектура деревянных храмов усложнялась. Из клетских церквей «выросли» ярусные: в XVII–XVIII веках срубы стали фактически ставить один на другой. На прямоугольный сруб – четверик – ставили восьмерик, затем еще и еще. Здание дополнялось притворами-прирубами, обходными галереями, крыльцами сложной архитектуры и т.п., нередко – устанавливалось на высокий подклет, иногда – украшалось множеством декоративных главок. Яркий образец этой стилистики – знаменитая Преображенская церковь в Кижах, построенная в 1-й половине XVIII века, увенчанная 23 главками.

Архитектурный тип деревянной церкви, не воспроизводящийся в наши дни – кубоватый храм. Такие церкви строили на побережье Белого моря с конца XVII по конец XIX в. Их особенностью был «куб» - сооружение сложной криволинейной формы, заменившее собой шатер. Искусствоведы трактуют его как весьма оригинальную попытку воспроизвести в дереве крупный купол луковичной формы. Из «куба» «вырастали» вытянутые узкие барабаны с одной или несколькими малыми главками. Образцы данной архитектуры можно увидеть, в частности, в музее-заповеднике Малые Корелы.

 

Алина Сергейчук