Свет церковной свечи — знак надежды

В век искусственного освещения мы мало задумываемся о ценности света. Мелькание разноцветных огней на улицах городов из радостной праздничной иллюминации давно превратилось в обыденность, если не в раздражающий фактор. Оторвемся от этих реалий и перенесемся мыслью на столетия назад...

 

Православное богослужение стремится увлечь ввысь, к Богу, все чувства человека. Для слуха – пение, чтение, звон кадила, для обоняния – аромат ладана, для зрения – созерцание икон, красота облачений, слаженность движений клириков... и, конечно, свет церковных свечей и лампад.

Интенсивность освещения в храме связана с моментом богослужения и степенью его торжественности. Но если сегодня в определенные моменты службы церковнослужители включают и выключают электрические люстры и бра, то в старину возжжение светильников превращалось в действо, дополняющее собой драматургию службы. Его и сегодня можно увидеть в редких храмах, по преимуществу монастырских, где вместо электрических ламп в паникадилах используются настоящие свечи.

...Начинается чтение Шестопсалмия. Шесть псалмов выражают состояние души страждущего Спасителя. Существует предание, что Страшный суд будет длиться столько же, сколько этот печальный и торжественный момент православного богослужения. Верующие призваны особенно сосредоточенно молиться, внимая звучащим в это время святым словам. Весь свет в храме гаснет, лишь теплятся лампады перед иконами – словно в темноте и безвестности предстоящего Суда дарует нам надежду ходатайство святых. Но вот на амвон выходит священник со свечой в руке. Он знаменует собой Христа, и теплый свечной огонек становится знаком надежды, возможности спасения, принесенной пришествием в мир Сына Божия.

Иерей во время Шестопсалмия читает Светильничные молитвы. В них выражается благодарность Творцу за дарование вечернего света от свечей и масляных ламп. Так в самую ткань службы вплетается благодарение за то, что кажется нам неотъемлемой частью жизни. Первые христиане, которыми был введен обычай благодарить за вечерний свет, чувствовали тоньше нас. Но вот завершается Шестопсалмие, звучат слова великой ектении, и во всем храме загораются свечи – в знак того, что Бог с нами, Он слышит наши прошения и отвечает на них.

Интенсивность освещения храма свечами, горящими у икон, в значительной мере стихийна. Она зависит от числа прихожан и их желания почтить тех или иных угодников Божиих. Использование служебных свечей четко регламентировано церковным уставом. Священники, диаконы, алтарники в определенные моменты службы держат в руках горящие толстые свечи, причем каждому чину служителей храма соответствует свой вид свечи: диаконская – самая массивная, иерейская – тоньше и легче.

В алтаре, на престоле и жертвеннике, во время богослужения также горят свечи. Перед началом Литургии первая свеча возжигается на жертвеннике, где и начинается эта служба. Затем затепливают свечи на престоле, после них – лампады перед иконами Спасителя и Богоматери в местном ряду иконостаса и на центральном (праздничном) подсвечнике. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» – писал праведный Иоанн Кронштадтский.

Во время совершения  церковных таинств свечи также несут глубокое символическое значение. Крещаемый или его восприемники держат в руках свечи в знак того, что вступающий в Церковь Христову переходит от тьмы к свету. Три свечи, горящие на купели, указывают на то, что он входит в свет благодати, даруемой Пресвятой Троицей. Во время венчания молодые также держат в руках возжженные свечи, говорящие о чистоте жениха и невесты и о святости брака.

Свет и тепло свечи символизируют свет нашей веры и тепло любви к Богу, а чистота состава самой свечи, традиционно изготавливаемой из пчелиного воска, напоминает о праведности жизни христианина. Пчела – символ трудолюбия, и чистота души и тела достигается многими трудами. Поэтому крайне желательно, чтобы свечи – и те, что ставят прихожане (номерные), и те, которые держат в руках служители алтаря – были качественными, из настоящего воска. Это способствует и сохранению здоровья находящихся в храме, и чистоте храма: восковые свечи практически не коптят. Особенно важно, чтобы из натурального пчелиного воска были изготовлены богослужебные свечи. Он намного безопаснее для дорогих церковных облачений, полов и утвари, нежели широко распространившиеся в наши дни заменители и подделки, синтезированные из нефтепродуктов. Свечи из настоящего воска практически не текут: благовонное творение пчел тихо испаряется под действием огня. Да и попав на ткань, восковое пятно выводится намного легче, нежели парафиновое и не оставляет жирных следов.

 

Елена Вишковская