Как рождается иконостас

Интерьер храма Святителя и Чудотворца Николая в с. Октябрьский Городок

Наш собеседник – Сергей Иванович Волков, руководитель мастерской «Ширингуши», создающей иконостасы из дерева. Мы рассматриваем работы мастерской – и в каждой видим особую историю, характер, замысел.

 

- Для Свято Никольского храма в поселке Октябрьский городок ваша мастерская создала красивый иконостас с золотой резьбой на светлом фоне. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

- Никольский храм очень красивый. Благотворители подошли к его обустройству с большой любовью. У храма свой небольшой уютный парк, обнесенный кованой оградой, есть даже фонтанчик. Все – вплоть до водосточных труб – продумано и выполнено на высоком уровне. Конечно, и иконостас в таком храме должен быть соответствующим. Поэтому, приступая к этой работе, мы испытывали хорошее волнение. В результате родился иконостас в стилистике барокко. Мы применили при его создании некоторые довольно интересные решения. Иконы для него писал известный художник из Палеха Олег Шуркус. Я очень благодарен Олегу: иконы получились красивые, прекрасно заняли свое место в алтарной преграде.

 

Иконостас домового храма Саратовского епархиального управления

- Как рождался проект иконостаса?

- В его разработке нам помогали благочинный Татищевского округа иерей Александр Чеботарев и благотворитель Анатолий Николаевич Кочеваев, уроженец поселка Октябрьский, а также его племянник Сергей Федоров, который и руководил строительством храма. Проект утвержден правящим архиереем, тогда это был владыка Лонгин. Когда разрабатывался облик иконостаса, каждый из участников высказывал свое мнение, а мне было доверено услышать всех и собрать мысли воедино, воплотив их в художественном решении. Иногда бывает, что заказчик диктует свою точку зрения, и тогда художнику довольно трудно работать. Но здесь, к нашей радости, нам была предоставлена возможность творить. Даже солею храма немного видоизменили в соответствии с формой иконостаса. Когда тебе доверяют, ты работаешь и умом, и душой, потому что в тебя поверили. Знаете, нередко бывает, что при благоукрашении храма от исполнителя во что бы то ни стало требуют жесткого соблюдения самых сжатых сроков. А один знакомый священник хорошо сказал об этом: «Сергей, творческого человека поторопишь – хуже будет». Он понимает, что творчество – живой процесс, если на творческого человека нажать – он встанет в ступор, и все. Ведь через какое-то время никто не спросит, в какой срок был изготовлен иконостас. Просто посмотрят и скажут: хорошо или плохо. Мы хотим, чтобы после нас было хорошо.

 

- У иконостаса в Октябрьском очень самобытные Царские врата. Над створками возвышается декоративная розетка – как цветок на стебле.

- Мы разработали три варианта Царских врат. Один из них предполагал наличие сплошной рамы – но в итоге мы выбрали другой, где створки ворот заканчиваются резьбой, а над ними располагается начельник. На медальоне в центре предполагается письмо по золоту. Подобное решение мы планируем использовать в другом нашем иконостасе, над которым мы сейчас работаем, и там из подобного медальона будет вылетать голубь – символ Святого Духа.

 

- Есть ли у этого иконостаса исторические прообразы?

- Художники говорят: «Это наш иконостас, мы его придумали». Но ничто не появляется из пустоты. Когда нам поручают сделать иконостас, мы начинаем искать: в библиотеках, интернете, журналах. Например, прототип одного дубового иконостаса мы нашли в энциклопедии Барановского. Взяли за основу его чертеж, рисунок и создали нечто свое. По этому рисунку разными мастерскими было создано пять иконостасов – и все они разные. Конечно, нам больше всего нравится наш вариант. А возвращаясь к иконостасу в Октябрьском, скажу, что в его основе лежит множество источников, проведена большая работа с самой разной информацией. Главный прообраз – мраморный иконостас, мотивы которого мы переработали в золоченом дереве.

 

- Вы используете ручную или машинную резьбу?

- И ту, и другую. Некоторые ставят себе в заслугу то, что работают только вручную. Но я обычно говорю им: «Покажите мне то, что я не смогу сделать на машине – и это я назову ручной работой». А если у вас просто нет средств, чтобы приобрести современное оборудование, и вы до сих пор рубите, режете вручную – то вы никогда не добьетесь результатов, которые легко получить, применяя современные станки. Мы вручную делаем модели: лепим их из пластилина, бьемся над созданием формы, чтобы она была действительно красивой. После этого резчик делает заготовку, с которой машина тиражирует одинаковые детали – повторяющиеся элементы иконостаса. Станок не заменяет собой мастера. Он исполняет роль подмастерья, берет на себя рутинный технический труд. А скульптор, художник по-прежнему выполняет творческую работу: создает форму, а затем доводит до идеального состояния изготовленные по ней на станке изделия. У нас прекрасный резчик Иван Моисеев, Мастер с большой буквы. Почти каждый элемент резьбы проходит через его руки.

 

- Какую же резьбу можно действительно назвать ручной в высоком смысле?

- Ручная резьба – это резьба, которую машина сделать не сможет. Заказчикам, которые требуют, чтобы вся работа непременно была выполнена вручную, я предлагаю: «Я покажу вам два элемента резьбы, а вы отличите, какой был выполнен вручную, а какой на современном оборудовании. Если это удастся – будь по-вашему». Сейчас практически весь прогрессивный мир режет машинами, освободив этим талантливых резчиков, скульпторов, чтобы они дальше более тонко обрабатывали ту резьбу, которую сделала машина в качестве заготовки.

 

- Среди ваших недавних работ – выразительный дубовый иконостас с павлинами на царских вратах.

- Этот иконостас – одна из наших немногих работ в стилистике тяблового иконостаса, для нас он был своеобразным экзаменом. Мы сделали его для домового храма Саратовского епархиального управления. Изначально древнерусский тябловый иконостас представлял собой просто брусья, на которые ставили иконы. Затем эту конструкцию стали украшать резьбой. Мы добавили в концепцию тябловой алтарной преграды немножко своего: применили сочетание тябла и прорезной резьбы.

 

- Этот иконостас несет обаяние живого дерева.

-Древесина дуба покрыта маслом. Помимо красоты, такая лаконичная обработка имеет преимущества с практической точки зрения. Лакокрасочное покрытие или позолоту в случае повреждения довольно сложно восстанавливать. А обработанный маслом иконостас достаточно протереть, освежить, снова подмазав маслом – и он опять как новый.

 

- Еще один иконостас – небольшой, но выполненный очень тонко, украсил храм в пос. Рыбный Рязанской области.

- Да, в него вложено много труда, любви и творчества. Этот храм построил и благоукрасил Михаил Викторович Мартынов, низкий ему поклон. Помимо иконостаса, мы создали туда и киоты, и утварь. Часто бывает так: делаешь алтарную преграду, и уже ближе к освящению храма оказывается, что надо создать еще киоты, утварь, мебель – в весьма сжатые сроки.

 

Иконостас храма св. Иоанна Предтечи, г. Тамбов

- Над чем трудитесь в данный момент?

- Для храма г. Скопин Рязанской области мы делаем иконостас, подобный тому, что выполнили в Никольском храме пос. Октябрьский, но гораздо больше. Еще один иконостас, из дуба, мы изготавливаем в храм, который построил на своей малой родине один очень известный человек, ученый, автор многих книг, профессор МГУ. Храм он возвел в память героев, погибших на Великой Отечественной войне. Надеюсь, к Пасхе мы сдадим и этот иконостас и расскажем о нем в вашем журнале.

 

- Расскажите о вашем производстве, коллективе.

- У нашего коллектива есть одно преимущество: мы душой живем тем, что делаем. Часто бываем недовольны своей работой. Когда все готово – начинаешь думать: тут надо было сделать так, а там поменять вот это... Часто спорим – и в споре рождаются новые решения. Я говорю своим сотрудникам: вы работаете там, где вы можете оставить свой след. Сможете своим детям, внукам, правнукам показывать: а вот это сделал я! Не каждому так посчастливилось. Многих это держит в нашем деле. А если говорить о технической стороне дела – у нас два цеха, каждый из них оборудован столяркой и покрасочным производством. Постоянный коллектив – 10 человек, а на отдельных проектах трудится до 15 мастеров. Я работаю над иконостасами 26 лет, а активное развитие мастерской началось 7 лет назад, с появлением у меня партнера, который взял на себя административную часть работы.

 

Беседовала Наталия Зубкова

Художественная мастерская «Ширингуши» Мордовия Республика, поселок Зубова Поляна +7 (927) 644-01-17