Когда приходится переделывать. Возрождаем храм и сражаемся с сыростью

Покровский храм с. Жестылево

В 1990-е годы храм начали восстанавливать, но сегодня приходится переделывать многое из сделанного тогда... С какими сложностями приходится сталкиваться настоятелям возрождаемых храмов? От каких ошибок они могут предостеречь? Об этом мы беседуем с нашими читателями – священниками.

Деревянный Покровский храм в селе Жестылево Московской области был построен из дерева еще седой древности – то ли при Василии III, то ли еще раньше. Это неудивительно: ведь долгое время село принадлежало Троице-Сергиевой Лавре. Но в 1612 году поляки спалили село вместе с церковью. Лишь в конце XIX столетия жестылевцы решились возвести новый  храм, на этот раз уже из кирпича. Они отправились за благословением в Санкт-Петербург, к праведному о. Иоанну Кронштадтскому. Батюшка принял их, благословил и даже дал 300 рублей золотом на начало строительства. Это были большие деньги! Храм возвели, украсили иконами, росписями. Его спроектировал знаменитый в то время архитектор Сергей Родионов, построивший собор в Яхроме и Елизаветинскую церковь в Дмитровском кремле. Здание, напоминающее памятники XVII столетия, было решено в псевдорусском стиле. Но, увы, радоваться на эту красоту прихожанам пришлось недолго. В 1938 году настоятель, о. Георгий Добронравов, исчез. Что с ним произошло – неизвестно, но судя по тому, что делали в то время со служителями Церкви, явно ничего хорошего. Храм постепенно приходил в запустение. Его использовали под склад аммиачных удобрений. Соли аммиака глубоко въедались в стены, разрушая их. Был здесь и пожар. В 1990 году храм возвратили Церкви. Его настоятелями были протоиерей Игорь Крючков, архимандрит Борис (Петрухин). Оба они почили на боевом посту. Сегодня настоятелем является наш собеседник иерей Александр Юденко.

 

- Отец Александр, расскажите, в каком состоянии храм был передан Церкви, что удалось сделать на сегодня, что еще предстоит?

- Отец Игорь и отец Борис выполнили огромный объем работ, фактически совершили подвиг. При возвращении верующим храм находился в разрушенном состоянии. Средней, трапезной, части практически не было: отдельно стояла колокольня, и отдельно – четверик. На крыше росли деревья. Стены отсырели. Необходимо было выполнить их гидроизоляцию, «пролечить». Это было сделано. Сохранившиеся фундаменты осушили, а поскольку полностью прекратить их намокание не удалось, специалисты отсекли сырую нижнюю часть стен от остального здания. В кладке просверлили глубокие отверстия, в них закачали жидкость, которая дает отсечку стен от влаги, находящейся в фундаментах.

 

- И все же, проблема сырости не решена по сей день.

- К сожалению, в 1990-е годы практически не было мастеров, которые разбирались бы в специфике церковного строительства. Из-за этого был допущен ряд серьезных ошибок. Приступая к штукатурке и росписи стен, строители не высушили стены. Еще одна ошибка: была применена самая дешевая гипсовая штукатурка, которая не дышит. Со временем она попросту отвалилась от влажных стен вместе с росписью. Надо было сначала просушить стены, и только после этого класть штукатурку – причем определенную, которая подходит и для старинного кирпича и для дальнейшей росписи. *Есть специальная реставрационная штукатурка, немецкого производства – фирмы «Кайман». Она и дышит, и крепко держится. По своему составу она превосходит известковую.

 

- Архитектурные формы храма сложны и затейливы. Делать для него кровлю должны специалисты, которые знают толк в церковном зодчестве.

- В начале 90-х таковых практически не было. Если вы посмотрите на фотографию храма до разрушения, то увидите, что его закомары были просто великолепны! Когда кровлю воссоздавали, мастера попросту обошли их. Теперь необходимо восстановить первоначальную красоту. И не только ради красоты – без этого храм разрушится. Кровля протекает. А главное – из-за того, что при ее создании были уничтожены старинные водоотводы, во многих местах вода с крыши идет на стены. Они постоянно мокнут, кое-где влага доходит до самого фундамента. Из-за этого не то, что штукатурка отпадает – в некоторых местах вываливается по половине кирпича! Еще одна ошибка: выпуски кровли сделали слишком короткими, и вода, опять же, льется на стены и фундамент. При проектировании храма была предусмотрена сложная система сбора дождевой и снеговой воды: она должна была попадать в специальные желоба, водостоки, водяные пушки, которые откидывали ее на несколько метров от храма. Все это нам предстоит восстановить, иначе разрушение стен не прекратить.

 

- У вас есть исторические фотографии, по которым специалисты смогут определить, как все выглядело изначально?

- Да. Мы надеемся заменить кровлю храма, включая колокольню. Делать ее будем из бельгийской оцинкованной стали, в соответствии с историческим проектом. Затем нам предстоит выполнить гидроизоляцию, нейтрализовать специальными составами разрушительные соли, проникшие в стены, оштукатурить храм, побелить его, расписать алтарь и четверик. Но, конечно, для этого нужны средства, которых практически нет. Надеемся, что Господь пошлет нам благотворителей.

 

- Слава Богу, что купола храма сделаны качественно.

- Да. Их заказал один благодетель. Купола весьма достойные, изготовлены из нержавеющей стали, покрытие у них особое. Редкая технология, это медь в раскате с позолотой, они такие и снаружи и внутри и в срезе. Купола прекрасно вписались в облик
храма.

 

 -Вы упомянули, что построили часовню на источнике. У нее довольно оригинальное архитектурное решение. Расскажите, как оно родилось?

- Наш храм находится на берегу красивейшего Жестылевского водохранилища. Отец Борис, прежний настоятель, обнаружил неподалеку от него чистейшие природные родники. Ему пришла мысль построить при них часовню и купель. Осуществить эту мечту удалось нам. Мы построили из дерева комплекс, в который входят две закрытые купели, открытая купальня, часовня и колодец. Часовня представляет собой сруб, установленный на сваях. Поскольку в этом месте грунтовые воды подходят очень близко к поверхности, сделать традиционный фундамент было невозможно. Чтобы дерево не отсырело, все детали мы обработали несколькими слоями современных пропиток. Благодаря вашему журналу мы познакомились с фирмой «Эра». Они сделали главку на часовню. Изготовили ее из меди с покрытием натуральным золотом, дали гарантию на сто лет. Нам понравилось сотрудничать с этим предприятием, и мы надеемся продолжить совместную работу. Слова у них не расходятся с делом. Работают качественно и по разумной цене.

 

- Много ли в Покровском храме прихожан?

- Село у нас сравнительно небольшое. В большинстве домов живут дачники, поэтому в холодный сезон народу гораздо меньше, чем летом. Конечно, некоторые приезжают к нам на службу из других поселков – но все же, нашему приходу гораздо труднее выживать, чем городским. Слава Богу, благотворители находятся: все, что было нами сделано, сделано благодаря помощи добрых людей. Крупного спонсора у нас нет, но Господь посылает помощь в каждом отдельном случае.

 

- Храм – это не только место молитвы, но и объединяющий центр для сельчан. В частности, на 9 мая люди собираются именно здесь.

- По инициативе покойного о. Бориса и прихожан на территории нашего храма был создан единственный в Жителево памятник погибшим во время Великой Отечественной войны жителям села. Это каменный поклонный крест, в который вмонтирована воинская каска и капсула с землей с Могилы Неизвестного солдата. Каждый год 9 мая мы поминаем убиенных воинов на богослужении, совершаем панихиду. У нас сложилась традиция устраивать в этот день памятный концерт: дети поют патриотические песни, читают стихи. В мероприятии участвуют не только ребятишки из нашей воскресной школы, но и ученики общеобразовательной школы, расположенной в соседнем поселке, которую я окормляю.

 

- А еще в вашем храме по-особому чтут память героя России Сергея Анатольевича Ашихмина, который своим телом закрыл товарищей от взрыва.

- Да. Так вышло, что нам подарили древнюю святыню, деревянный крест начала XVII века. Он напоминает знаменитый Годеновский крест. Он находился в ветхом состоянии: левкаса с росписью практически не оставалось, фигура Спасителя была разломлена во многих местах. И практически тогда же к нам обратились военные, которые хотели сделать это благое дело в память о своем сослуживце, отдавшем жизнь за други своя. Герой России Сергей Анатольевич Ашихмин совершил подвиг в Казани в 2012 г. Он накрыл собой террориста-смертника, который хотел взорвать дом и при задержании, на улице, нажал на кнопку взрыва. Если бы Сергей не принял удар на себя, погибла бы вся группа захвата и множество мирных жителей. Президент посмертно наградил его званием Героя России, а друзья в память о нем отреставрировали крест, который получил его имя: Сергиевский крест.

 

- Какие еще святыни находятся в Покровском храме?

- В храме хранится частица камня, на котором молился прп. Серафим Саровский. Мы почитаем иконы, написанные в 1886 г. на Святой горе Афоне в благословение строящемуся Жестылевскому храму – об этом свидетельствуют надписи на их оборотной стороне. Это образы Иверской Божией Матери и вмч. Пантелеимона. Жители села заказали эти иконы перед строительством храма. А их потомки, когда церковь разрушали, рискуя жизнью спасли их и хранили в своих домах, передавая из поколения в поколение. Еще у нас есть вырезанная из дерева голова св. Иоанна Предтечи на блюде. Эта современная скульптура создана по мотивам произведений старинных резчиков Архангельской губернии. Подобные скульптуры можно увидеть в северных русских храмах, они создавались начиная с XIV – XV века.

 

Беседовала Алина Сергейчук