Цвет можно назвать лекарством для души

Мы беседуем с руководителем мастерской «Новое Воскресение» Сергеем Григорьевичем Морозовым. Мастерская эта находится в Палехе и работает с 2009 года, а ее стенописи украшают храмы в разных городах нашей страны. Сам же Сергей Григорьевич – иконописец с большим опытом. Он писал иконы, еще будучи студентом Палехского иконописного училища. По воспоминаниям мастера, даже тогда, в 1970-е годы, преподавание в училище было ориентировано на церковное искусство.

 

- Расскажите, пожалуйста, о ваших недавних работах.

- Одной из главных работ за последнее время стала роспись главного собора в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода. К ноябрю она должна быть завершена. С  этой обителью мы сотрудничаем уже давно. Расписали в ней также Успенский собор, Георгиевский и Андреевский храмы, готовимся к росписи Покровского храма на подворье этого монастыря в Балахне. А храм прп. Сергия на этом подворье мы уже расписали. Работая в Благовещенском соборе, мы создали несколько сюжетов, которых еще не было в истории стенописи.

 

- Расскажите о них, пожалуйста.

- Как и многие храмы, Благовещенский собор был закрыт в советское время. В 1993 году, аккурат перед его открытием, произошло событие, которое можно назвать чудом. В монастырь по Оке приплыла икона Божией Матери «Благодатное небо». Это случилось весной, когда по реке еще двигались льдины. Примечательно, что явленная икона фактически проделала тот же путь, которым святитель Алексий Московский добирался до Нижнего Новгорода из Москвы, отправляясь в Орду. Мы написали этот сюжет: по реке идет икона, которую несут херувимы, а люди встречают святой образ. Еще одна новая композиция: св. Алексий дарит монастырю Корсунскую икону Божией Матери. Святитель молился в Благовещенской обители, направляясь в Орду. И пообещал: «Вернусь живым – помогу». Помните это историческое событие: хан Джанибек потребовал от русского митрополита исцелить свою ослепшую мать Тайдулу? Святитель ехал в Орду, понимая, что, если чуда не произойдет, он едва ли возвратится живым. Но Господь смилостивился над Своим служителем и над Русью в целом. Ханша прозрела. Кстати, этот сюжет – исцеление святителем Алексием Тайдулы – мы тоже написали.

 

- Росписи мастерской «Новое Воскресение» – яркие, красочные, и в то же время, деликатные.

- Благодарю. Мы уделяем большое внимание цвету. С его помощью мы стараемся передать настроение, атмосферу события. Например, шествие иконы по реке – это весна, пробуждение природы и начало весны духовной – возрождения обители. Мы постарались выразить это. Цвет можно назвать лекарством для души, он помогает ей ожить, вырваться из серости суеты. Фрески Дионисия, Андрея Рублева были цветные, с глубокими, выразительными тонами. И нам очень важно подходить к цвету неформально. Живопись должна быть радостной. Это проще передать кистью, чем словами.

 

- Стенопись это соборная, артельная работа. Как находится баланс: чтобы и произведение получилось цельным, и каждый художник смог внести в него свою творческую нотку?

- Конечно, каждый художник вносит в композицию нечто свое. Люди не роботы. Один любит русскую живопись, другой – греческую, и мне это заметно. В результате общего труда получается ансамбль, многоголосье. Работа над образом идет в несколько этапов. Сначала создается эскиз. Но при работе на стене в него непременно вносятся изменения, потому что на стене живопись выглядит несколько иначе, нежели на бумаге. Кстати, у нас практикуется разделение труда. Один пишет лики, другой пейзажи, еще два мастера работают над одеждами, чередуясь друг с другом, и т.п. Это делается во избежание разнобоя. Когда одна рука полностью написала одну стену, другая – другую, это может быть заметно.

 

- Как бы вы охарактеризовали стилистику работы мастерской? Это палехский стиль?

- Мы палехские, и это накладывает немалый отпечаток на нашу работу, мы впитали этот дух с молоком матери. Но все же, я не назвал бы наш стиль работы чисто палехским. Да, мы любим писать тонко, тщательно. Но ориентируемся мы главным образом на древнерусское и греческое письмо. Стараемся находить новые для себя решения, изучая старинные образцы. Например, недавно мы расписали храм свт. Николая Чудотворца, расположенный на окраине Старого Оскола. Применили там интересные древнерусские орнаменты. Они пишутся в два слоя: один по другому. Я делал подобные композиции, занимаясь палехской миниатюрой, а теперь применил это художественное решение в монументальной росписи. Нижний орнамент становится подложкой для верхнего, что дает совершенно особое восприятие и цветового решения, и самой орнаментальной композиции. В Старом Осколе мы уже расписали не один храм. У нас сложились добрые отношения с духовенством этого красивого старинного города, нас рекомендуют друг другу.

 

- Какие еще храмы вы украсили фресками за последние годы?

- Всего не перечислить. Работали над храмом в Сарове – там были довольно интересные росписи на тему Царственных страстотерпцев. В Белгородской области мы расписали храм прп. Александра Невского. Одной из ключевых композиций там стало Ледовое побоище. С благоверным князем Александром у нас многое связано, мы работали уже на трех храмах, посвященных ему. Собираемся приступить к росписи храма в с. Выездное на окраине Арзамаса.

 

Беседовала Алина Сергейчук

+7 910 987 38 44 novovoskres.ru novo-voskres@yandex.ru