Как защититься от манипулятивного воздействия на мозг?

Человек часто поступает в соответствии с неосознаваемыми реакциями своего мозга, и уже после этого рационализирует действия – находит им логичное объяснение. Это используют: и во благо человека, например, при коррекции развития детей, и в корыстных целях – существует целое направление «нейромаркетинг». Об этих явлениях мы побеседовали с православным психологом священником Сергием Торнаги.

 

- Отец Сергий, верующему человеку становится тревожно при мысли, что умение воздействовать на мозг может быть использовано для воздействия на мировоззрение, сознание и убеждения.

- Верующему человеку нет смысла бояться. В манипуляциях и прочих бесовских искушениях нет ничего нового. Образ противодействия им тоже стар, как мир. Все, что есть на свете, – это и яд, и лекарство одновременно. Важно лишь соблюдать правильную дозировку и уместность. То же относится и к управлению человеческими чувствами. Если говорить о конкретных людях, о нас с вами, то избегать манипулятивного использования наших плотских инстинктов помогают упражнения в аскетики – оружие, которое издревле дается нам Православной Церковью. Познание своих чувств и мыслей, управление ими приносит нам плоды духовного совершенствования и внутреннего примирения – того, что светская психология именует личностным развитием. Что же касается общей судьбы человечества, то и здесь терять душевный мир нет смысла. Все в руках Божиих. Будет то, чему должно быть.

 

- Насколько часто нейропсихология используется для манипуляций?

- Постоянно и повсеместно.

 

- Реально ли защититься от них?

"Искушение святого Антония". Сальвадор Дали

- Исполнять, под руководством духовного наставника, заповеди Писания и наставления святых отцов: изучать себя через призму Священного Писания и Священного Предания. Тогда и осознанность бытия, и неосознаваемые стимулы – вразумления от Бога и от нашего опыта подскажут нам, где благодать, а где искушение. Процесс аскетического управления своими чувствами направлен на то, чтобы воля духа постепенно начинала доминировать над плотскими реакциями. Это и называется обожением. То есть человек из плотского становится духовным, выходит из-под власти своих страстей. Обыватель, даже образованный, полагает, что он мыслящее существо. Во многом, при решении профессиональных и бытовых задач, так оно и есть. Но в большинстве случаев мысли – это просто рационализация гормональных состояний, которые вызваны тем или иным событием или какой-либо информацией. В том числе, и ложной. То есть мы получаем некий импульс, и в результате в нас срабатывает страх, гордыня или похоть – желание обладать, выделяются гормоны, и мы действуем. А затем уже находим этому обоснование, которое приемлемо для нашей самооценки. Например, нас напугали какие-то слухи в интернете – и мы в подавленном настроении срываемся на своего ребенка. А потом говорим: «Это я его воспитываю, совсем распустился». Но недавно на точно такое же поведение сына или дочери мы закрывали глаза – потому что дело не в нем, а в нас. Поэтому нужен самоконтроль. Святые отцы учили в гневе ничего не предпринимать. Сначала успокойся, умири свою душу, а потом уже решай, как воздействовать на другого.

 

- Можно ли применять закономерности нейропсихологии себе во благо?

- У верующих своя нейропсихология, ведь умное делание, молитва Иисусова тоже воздействует на всю природу человека, включая его мозг и гормональную систему. Когда мы живем по Заповедям, смиряемся перед Божественным Промыслом, молимся, наша воля постепенно подчиняется воле Творца, и происходит удивительное. Человеческая душа дает команды мозгу, а тот – эндокринной системе, что приводит к истинно позитивному мышлению. Тело перестает довлеть над душой. Мышление становится свободным: наши беспорядочные пустые мысли, эмоциональный мыслительный «спам», все меньше заглушают богообщение, и душа исполняется духовной радости. По сути, такой человек уже в этой жизни вдыхает животворящее дуновение Рая. Конечно, нужно осознавать, что Царствие Небесное нудится. То есть добывается мало-по-малу, с трудом, терпением, и описанное нами устроение это результат длительных напряженных трудов, как правило – многолетних. Нужно правильно, без гордыни относиться к своим немощам и ограниченной скорости духовного движения. С людьми, которые начинают молиться Иисусовой молитвой, бывает, что они жаждут быстро научиться дыхательным упражнениям и ее ритмичному произнесению, чтобы поскорей начать испытывать блаженство фаворского света. Но это может привести к самообману, к бесовскому воздействию – тому, что на языке аскетики именуется прелестью. Поэтому приемы духовного совершенствования не разглашаются направо и налево. Ведь неопытному человеку, который использует их неправильно, они могут принести погибель.

 

- Как защититься от манипулятивного воздействия в соцсетях, если работать с ними приходится по роду деятельности?

- Да, социальные сети привлекают и удерживают внимание человека, заставляя его забыть о реальности – погружая в своеобразный транс, сон разума. Недаром тот же инстаграм требует писать короткие тексты и т.п. Но если есть крепкая осознанная вера, то человек, даже находясь в интернет-трансе, как и во сне, молитвой инстинктивно ограждает себя от гибельного воздействия. Дополнительно можно использовать и другие методы. К примеру, заводить будильник, чтобы очнуться от трансового сна.

 

- Западная культура сегодня поощряет однополые пары, и даже среди вроде бы нормальных молодых людей становится модно быть субтильными, женоподобными… Что это за манипуляция?

- Абсолютно непродуктивно думать, что есть грехи менее порицаемые и более неприемлемые. Однополые отношения, к примеру, не менее гетеросексуальной распущенности ведут к самоликвидации общества. Тот же апостол Павел ставит в один ряд грехи этого порядка, говоря: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9). Находятся пропагандисты, которые беззастенчиво заявляют, будто бы хорошо, когда планета «уставшая от людей», освобождается от лишнего населения. Но это очередная манипуляция, а попросту – фашизм: стремление сократить население, чтобы оставшимся («золотому миллиарду», «избранной расе» – как угодно) лучше жилось. Впрочем, в обществе, пропитанном развратом, обыватель становится глубоко несчастен. Закон Содома это не столько сексуальные перверсии, сколько закон насилия и ненависти к себе и окружающим. Апостол Павел заметил, что эти люди имеют наказание сами в себе. Соответственно, внутренний конфликт часто переносят на отношения с другими людьми.

 

- К сожалению, многие молодые люди, даже из воцерковленных семей, усваивают манипулятивную «новую нормальность», навязываемую пропагандой греха.

- Беда в том, что наше поколение, воцерковившись, смогло передать следующему поколению духовные принципы и правила, но не сумело подтвердить их любовью. Отсюда и невосприимчивость наших детей к религиозной жизни. Ведь все, что мы делаем в Церкви, все, о чем учим (и спорим в том числе), если не подтверждено любовью, является лишь неким навязчивым звуком от удара по железяке. Именно об этом писал апостол Павел: «Если я любви не имею, то я медь звенящая или кимвал бряцающий» (1 Кор. 13, 1). Мы часто гадаем, отчего же молодежь такая. Транслируем всевозможные мудрые концепции, как те «витии многовещанные», о которых упоминается в богослужебных текстах (философы, которые красиво говорят, но не могут постичь сути). А ответ прост. Все происходит оттого, что в Христианстве нет иной привлекательности, кроме любви. А если мы не стремимся «иметь ее между собою», то какая мотивация у них-то, у детей, будет? И вот, они одну пустоту меняют на другую. А в это время вышедшие из репродуктивного возраста люди собираются на различные чтения и псевдоконференции и долго говорят о проблемах демографии и о нравственности молодых. Если с малолетства не прививать нравственные принципы и не объяснять через данные жизнью и искусством примеры того, как могут сплетаться и сращиваться чувства человека, когда их не приводят в порядок, то в пубертатный период возникают неконтролируемые движения плоти. Затем опыт рождает тяжкий навык, приводящий к болезненной, а главное – неутолимой страсти. Страсть, опять же, рационализируется в псевдологические выводы и даже в принятие нелогичных выводов и аргументов, которые широко транслируют пропагандисты «Дивного нового мира». Это то, что святые отцы называют мудрованием плоти. Боговдохновенные наставники однако не оставляют людей в этом погибельном положении  и  обнадеживают любого раненного грехом, говоря: «кто осознает болезнь свою, тот близок к исцелению».

 

 

Искушение Христа диаволом в пустыне

- Получается, что вера предлагает человеку некие ограничения, заповеди – но делает человека свободным, а раскрепощая животные стремления человека, его в итоге порабощают?

- В общем, да. Правда, здесь необходимо отметить, что простое подавление своих желаний приведет не к совершенствованию души и образа жизни, а к созданию напряжения вокруг греха. Далее произойдет взрыв табуированных чувств, за которым может последовать отступление беса с временным облегчением на душе. Такое чувство часто формирует ложный катарсис и последующую зависимость от него. Все это будет лишь игрой плотских чувств, разрушающих душу. Например, женщина терпит мужа-тирана, подавляет недовольство, думает, что это угодно Богу. А потом – или заболеет, или сорвется, причем в самый неподходящий момент, из-за какой-то мелочи. Никто даже не поймет, из-за чего она – а у нее «накопилось». А потом опять будет плакать, каяться, терпеть… И так по кругу. Поэтому осознанные христиане идут к наставникам не за чудесами, а за опытным познанием себя, за примирением с собой. За подлинным воцерковлением, возрастанием души в Боге. Постигая эту духовную науку, мы начинаем понимать, что имел введу великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, когда отметил: «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

 

Беседовала Алина Сергейчук