Мозаика и роспись Князь-Владимирского храма

 

Мощь армии – в силе духа. В любви к земной Родине и в преданности Отечеству Небесному. Вера в Бога дает воину уверенность в бессмертии, а значит – вооружает его против страха смерти. Стремление быть со Христом защищает от озлобления, уберегает от безнравственных поступков. И конечно, Господь благословляет взывающих к Нему. Поэтому русские воины издревле славились своей непобедимостью и в то же время благородством. Особенно отрадно, что и сегодня строятся воинские храмы, а с солдатами и офицерами работают воинские священники.

 

В подмосковном городе Балашихе возведен храм в честь равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси, который является небесным покровителем Росгвардии. Решение о его строительстве как главного храма Росгвардии было принято по инициативе директора войск Национальной гвардии РФ генерала армии В.В. Золотова и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Место для строительства было выбрано не случайно: в Балашихе дислоцируется Отдельная дивизия особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского войск Национальной гвардии РФ. Строительство храма велось на пожертвования верующих, в том числе сотрудников и ветеранов Росгвардии.

Храм возведен по проекту архитектора А.Б. Колосова концерном «Крост». Архитектура и декоративное решение церковного здания выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Они вызывают ассоциации с воинской доблестью: шлемовидная глава, строгие, величественные пропорции. Традиционные для русских храмов красные и белые цвета фасадов также присутствуют на флаге и эмблеме Росгвардии.

Для благоукрашения Князь-Владимирского храма в октябре 2021 года был объявлен конкурс на лучший проект росписи, в котором приняли участие несколько известных художественных мастерских. По его результатам создание стенописи доверили ХХПЛ «Домострой». Созданный художниками предприятия проект был согласован Экспертным советом по церковному искусству РПЦ и благословлен епископом Балашихинским и Орехово-Зуевским Николаем. Работы по проектированию и выполнению росписи и мозаик проводились под контролем высшего руководства Росгвардии. В.В. Золотов лично ознакомился с подготовленным ХХПЛ «Домострой» проектом, а впоследствии посещал храм в процессе работ. Огромную помощь художникам оказал настоятель храма протоиерей Максим Беликов – как в организационном плане, так и рекомендациями  по уточнению содержания и пластического решения росписи.

Сроки выполнения живописного убранства были определены по-военному короткие. Между тем предстояло выполнить 130 кв. м. мозаик и 1300  кв. м. росписи. Работы начались в ноябре 2021 года, а завершились уже 28 мая 2022 года, в день памяти равноапостольного князя Владимира.

Решение поручить столь ответственную и непростую задачу коллективу ХХПЛ «Домострой» было обусловлено его безупречной репутацией, многократно подтвержденной успешным выполнением самых сложных и значимых проектов в области церковного искусства: мозаик Главного храма Вооруженных сил РФ, убранства собора в честь Казанской иконы Богоматери в Казани и многих других. Буквально перед началом конкурса мастерами ХХПЛ «Домострой» были изготовлены и установлены на фасадах храма Святого Владимира четыре великолепных мозаичных панно с образами  Спаса Нерукотворного, великомученика Георгия Победоносца, святого князя Владимира и Воскресения Христова. Однако главной предпосылкой выбора в пользу ХХПЛ «Домострой» стало высокое художественное качество и оригинальные идеи предложенного им проекта.

Важнейшие части настенной росписи было решено выполнить в технике мозаики – дорогостоящего, но эффектного и долговечного вида монументального убранства. А.В. Гамлицкий, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и научный консультант ХХПЛ «Домострой», разработал концепцию и иконографическую программу живописного убранства, которое зримо раскрывает посвящение храма равноапостольному князю Владимиру и его значение как главного храма Росгвардии.

Для исполнения проекта был приглашен талантливый художник В.А. Черный, доцент РАЖВиЗ Ильи Глазунова, участник воссоздания Храма Христа Спасителя, создавший убранство нескольких московских и подмосковных храмов, один из авторов главного занавеса Большого театра и других крупных художественных проектов. Он выполнил форэскизы, в которых наметил главные художественные и иконографические идеи будущего живописного убранства, предложил смелые художественные решения.

Среди самобытных композиций, украшающих храм, – военные сцены из Ветхого Завета и истории христианства: падение стен града Иерихона, победа святого равноапостольного царя Константина над нечестивым Максенцием – на северной стене под хорами. На южной стене – сражения потомков святого князя Владимира: победы  святого князя Александра Невского на Чудском озере и святого князя Димитрия Донского на Куликовом поле. Так деликатно, но внятно была обозначена связь храма с Росгвардией. Изображения сражений за веру и Отчизну на стенах храма отличаются художественной и образной эффектностью, они могут быть использованы для христианского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Житию святого князя Владимира посвящены монументальные композиции «Крещение равноапостольного князя Владимира в Херсонесе» и «Крещение равноапостольным князем Владимиром киевлян», расположенные в среднем ярусе восточной стены храма над алтарем – на месте, сразу привлекающем взоры входящих в храм. Остальная роспись центрального пространства храма также посвящена деяниям святого князя Владимира, а также прославлению подвигов защитников Отечества. На сводах изображены две парные сюжетно-орнаментальные символические композиции – «Древо Иессеево» на южном своде и «Древо равноапостольного князя Владимира («Древо государства Российского») на северном.

Симметричное расположение и смысловое соотнесение изображений предков Спасителя и русских святых князей и царей (от Владимира Святого до Царственных страстотерпцев) является логическим развитием прославления Крестителя Руси и обозначает тему симфонии русского государства и Православной Церкви.

Икона "Благословенно воинство Небесного Царя". Третьяковская галерея

В центре западной стены храма помещен уникальный сюжет «Благословенно воинство Небесного Царя». Восседающие на конях Архангел Михаил и святой князь Владимир во главе небесного воинства, состоящего из ангелов, святых воинов и мучеников, направляются от разрушенного Вавилона к Небесному Иерусалиму, где восседает Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках. Источником для создания этой оригинальной композиции стала знаменитая икона из собрания Государственной Третьяковской галереи «Благословенно воинство Небесного Царя». В древних и современных русских стенописях данный сюжет используется впервые.

Эскизирование, исполнение мозаик и росписи велись параллельно, что позволило успешно завершить все работы в срок, а живописное убранство Князь-Владимирского храма, созданное талантливыми, самобытными мастерами, обрело яркую художественную  неповторимость, уникальность иконографического и пластического решения.

Созданные В.А. Черным композиции отличаются подлинной монументальностью, физической, духовной и колористической мощью. Художник вдохновлялся лучшими памятниками мозаичного византийского искусства, переосмыслив их в соответствии с требованиями архитектурного пространства. Выбор стилистики мозаичного убранства напоминает, что Русь приняла Православие от Византии, после падения Константинополя сделавшись ее преемницей, «Третьим Римом».

Под искусными руками мастеров ХППЛ «Домострой», выполнивших набор мозаичных панно, композиции обрели монументальную завершенность, наполнились мерцанием золота и сочным сиянием цветных смальт. Набор масштабных многофигурных и многоцветных мозаичных панно – тяжелая, поистине ювелирная работа, потребовавшая участия многих мастеров, безупречной организации процесса и максимального напряжения всех творческих сил.

Роспись храма отличается утонченными пропорциями, изяществом фигур, нежностью и изысканностью колорита, прихотливым плетением растительного орнамента. Созданная им стенопись включает более пятидесяти сюжетов! Многие из них уникальны, никогда не изображались ранее. Четкая и слаженная работа коллектива живописцев обеспечила успешное завершение работ к установленному сроку.

Художественное убранство Князь-Владимирского храма строго канонично и при этом самобытно. Мозаика и роспись в его пространстве создают ощущение единства, симфонии всех видов церковных искусств, присущих православной художественной традиции.

 

Елена Вишковская

«Домострой» ХПП Лаврентьевых +7 (968) 893-18-88, +7 (926) 355-67-08 dpatr.ru
«Домострой» ХПП Лаврентьевых +7 (968) 893-18-88, +7 (926) 355-67-08 dpatr.ru