Новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви: основные отличия

Важнейшим событием церковной жизни в 2017 году стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Одним из его деяний – не самым заметным, но интересным для наших читателей, стала новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви. Приведем его основные отличия от предыдущей редакции.

 

Изменилась последовательность присвоения наград. Были уточнены некоторые моменты. Появились новые награды – точнее, новые требования к некоторым деталям облачения. Но – обо всем по порядку.

Архиереи

Положением определено, что «Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию». Также «Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания». Из приведенного следует, что любой епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию, теперь автоматически удостаивается сана архиепископа.

Расширился круг представителей Священноначалия, имеющих право ношения двух панагий. Положение от 2008 года гласило, что: «Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии».

Согласно Положению 2017 года: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит».

Священство

Наибольшее число изменений коснулось отличий, присваиваемых священникам.

1.      Наперсный крест.

Ранее Положение о наградах гласило, что «Награждение наперсным крестом производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет». Между тем, на практике, священник начинал носить простой крест сразу по рукоположении.

Теперь эта двусмысленность удалена: «восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении».

Но появляется новая награда: «Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника)».

Эта новость важна и для церковных ювелиров: батюшкам придется обзавестись крестами золотистого цвета. Интересно, что ранее в качестве наградного обычно использовали так называемый Павловский крест, изготовленный из серебра (или его имитации) и позолоченный. Теперь иереям, обладающим старинными крестами, с которых сошла позолота, видимо, придется обратиться к услугам реставраторов.

  1. Палица ранее давалась после протоиерейства, а теперь – до него: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет».
  2. Крест с украшениями ранее возлагался на протоиерея, а теперь – на иерея (поскольку срок служения для получения протоиерейского сана значительно увеличился). Старое положение гласило: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей» (палицу же возлагали на протоиерея через пять лет после возведения в этот сан). Теперь «Награждение крестом с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет».
  3. Возведение в сан протоиерея отныне «производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются)». Ранее в сан протоиерея возводили до награждения крестом с украшениями и всего через десять лет служения в священном сане.
  4. В Положении появилась такая награда, как право ношения второго наперсного креста – ранее она не была предусмотрена, хотя на практике маститые протоиереи с двумя крестами встречались. Теперь «Награждение правом ношения второго наперсного креста с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет».
  5. Переместилось в очередности наград и право ношения митры: ранее ее возлагали на протоиерея еще до присвоения ему права служения с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Теперь Положение гласит: «Право ношения митры (для протоиереев), Возведение в сан архимандрита (для монашествующих клириков). Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей.

 

Диаконы

 

Коренным образом изменился статус протодиакона и архидиакона. Прежде архидиаконством отмечали за особые заслуги исключительно монашествующих диаконов, в то время, как в чин протодиакона возводили женатых носителей этого священного сана. Отныне оба чина доступны как монашествующим, так и женатым, но занимают последовательное положение:

 

«Возведение в сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после  награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.

 

Возведение в сан архидиакона. Награждение производится по  инициативе Святейшего Патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы Патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях».

 

Женское монашество

Изменения коснулись не только носителей священного сана.

Теперь «За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно» - ранее наперсный крест могла носить только игумения, но цвет его не регламентировался. Теперь же игумения носит только золотистый крест – либо крест с украшениями (как более высокую награду).

Ранее игумения по оставлении ею должности лишалась права ношения наперсного креста – теперь же оно сохраняется ею пожизненно.

 

Богослужебно-иерархические награды для пресвитеров теперь присваиваются в следующем порядке:

  • Право ношения набедренника;
  • Право ношения камилавки;
  • Право ношения наперсного креста золотого цвета;
  • Право ношения палицы;
  • Право ношения наперсного креста с украшениями;
  • Возведение в сан протоиерея;
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...»;
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...»;
  • Право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для иеромонахов и игуменов);
  • Право ношения второго креста с украшениями