Церковный приход – это целый архитектурный комплекс: сам храм, крестильня, трапезная... Как рождается стилистическое единство их убранства? И что делать, если в храме в разные годы работали разные художники – и вроде бы, все красиво, но искомой гармонии не получается?
Своим опытом с нами поделился настоятель храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Целительница», что в городе Краснодар, секретарь Екатеринодарской и Кубанской епархии протоиерей Евгений Хаджипараш.
Храм этот новый – заложен в 1999 году. Здание, выстроенное в стиле классицизма, украшено прекрасным позолоченным иконостасом высотой около 18 метров и стенной росписью, выполненной в академическом стиле. Но оставался не расписанным притвор. А еще – крестильный храм, оборудованный в обычной комнате дома причта, требовал свежего решения, чтобы придти в соответствие с великолепием главного храма.
- Батюшка, став настоятелем, вы решили довести благоукрашение храма до завершения. С чего начали?
- С малого: нашли достойную мастерскую, чтобы написать аналойные иконы, которые соответствовали бы убранству храма. В результате было создано более сорока красивых, богатых образов. На деле убедившись, что мастера достойные и работают очень четко, мы обратились к ним с более крупным заказом: предложили написать иконы для крестильного храма: в иконостас и киоты. Забегая вперед, скажу, что иконами дело не ограничилось и художники нашли целый ряд свежих, необычных решений для этого храма.
- Как вы выбирали мастерскую?
- Наш выбор пал на «Палехский иконостас». Я слышал об этой мастерской от других священников, видел их работу и вживую, и на фотографиях. Мне нравится палехская живопись, она хорошо сочетается с живописью академической, которая украшает основную часть нашего храма. К тому же, нам очень понравилось распятие, выполненное палехскими мастерами. Увидев его в журнале, я понял: это для нашего храма. Мы с церковным советом решили заказать подобное. До этого у нас было два креста, но они не соответствовали убранству храма. А этот – идеально вписался в интерьер.
- Вас не испугало расстояние между Краснодаром и Палехом?
- Мы давно привыкли работать с мастерами из разных регионов нашей страны. Хотя и на Кубани художников много. По завершении работ пригласили для освящения правящего архиерея, митрополита Исидора, - он отметил достойную работу художников.
- Вы упомянули свежие решения, которые нашли мастера нашли «Палехского иконостаса».
- Дело в том, что крестильный храм во имя священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) находится в обыкновенной комнате: относительно небольшой, с плоскими невысокими потолками. Было бы проблемой даже подготовить их под роспись. Мастера предложили оригинальное решение: изготовили стеновые и потолочные панели из МДФ в своей мастерской, расписали их, а затем привезли и закрепили их на стенах и потолке храма. Получилась роспись, которая по виду не отличается от обычной стенописи. Это позволило приблизить помещение к церковной эстетике. Что немаловажно – ремонт в храме занял совсем немного времени, так как стенопись создавалась удаленно. Кстати, не пришлось оплачивать командировочные, поскольку художники работали не у нас, а в мастерской, так что еще и экономия вышла. В нашем крестильном храме есть два больших арочных окна: в алтаре и в основной части храма. Палехские мастера предоставили нам фотографии икон, их распечатали на пленке и наклеили на эти окна – получилась имитация витражей. Итак: иконы, стенопись, витражи – получился гармоничный интерьер. Нам очень понравилось: красиво, самобытно. Нигде в Краснодарском крае таких работ нет, это я могу сказать как секретарь епархии. И мы поняли, что следующим этапом должна стать роспись притвора.
- Главной задачей было попасть в стиль руки мастера, который расписал главный придел?
- Да. Мы поняли, что ребята смогут это сделать. Там довольно мало места, но хотелось, чтобы стенопись притвора говорила что-то важное людям, которые входят в храм. Вместе с художниками мы выбрали сюжеты притч о блудном сыне и о мытаре и фарисее. Они напоминают людям, что Господь принимает каждого входящего в храм, даже если он согрешил – лишь бы приходил со смирением, покаянием и верой. А выходя, люди видят лики ангелов и образ Спаса Нерукотворного. Это напоминает, что и в миру с нами пребывают Господь и Ангел-Хранитель.
- Благоукрашение коснулось и приходской трапезной?
- Палехские мастера не только украсили ее, но и перепланировали по нашей просьбе, сделав более вместительной. Помимо росписи, они создали весь дизайн помещения: поменяли расположение посадочных мест, гардины, общее цветовое решение. Подсказали, какие столы и светильники лучше приобрести. Создали расписные элементы архитектурного декора, накладки на потолок. Очень достойно выполнили работу. Трапезная у нас большая, примерно на шестьдесят человек. Роспись выполнена в палехском стиле, как и стенопись в крестильном храме.
- Сотрудничество прихода и мастерской – это не только результат, но и процесс…
- Мастерская представляла дизайн-проект, мы согласовывали, обговаривали все детали. Работали они быстро, никогда не задерживали нас, проблем практически не возникало. Если говорили, что выполнят работу за неделю – за неделю ее и завершали. Большое удобство состояло в том, что нам предоставили рассрочку оплаты. Например, стенопись в трапезной мы оплатили за четыре месяца. И, что особенно приятно, цена была честной, окончательной. Я встречал много мастеров, которые сначала называли приемлемую цену, а затем начинали повышать ее. Здесь такого не было. Все четко. На какую сумму договорились изначально – ту и заплатили.
Беседовала Алина Сергейчук