Беседа с прот. Димитрием Горякиным, художественным руководителем мастерской «Анфилада»
Крым – осколок Византийской империи, античного мира. Здесь, на неприступных скалах, когда-то стояли гр
еческие полисы – города-государства, выстроенные из податливого местного камня. Строили из него и храмы, покрывая известняк затейливой резьбой... И сегодня находятся энтузиасты, возрождающие древнее искусства.
- Мы живем и работаем в Крыму, среди прекрасного горного ландшафта. – Рассказывает отец Димитрий. – И уже 12 лет занимаемся возрождением византийского искусства резьбы по камню. Работаем так же, как 1000 лет назад – то есть вручную. Небольшой коллектив состоит из художников и священника (также художника по образованию). Мы проектируем и изготавливаем предметы церковной архитектуры и утвари из альминского мшанкового крымского известняка. Заказываем на каменоломнях детали и вручную делаем из них иконостасы, напольные киоты, престолы, жертвенники, поклонные кресты, малые архитектурные формы: ротонды, памятные знаки. Украшаем их резьбой. Также мы изготавливаем христианские надгробия, которые и светлым цветом камня, и всем убранством говорят о будущем воскресении мертвых. Мы стараемся делать их так, чтобы они были действительно пасхальными. Все наши изделия, в особенности – те, которые устанавливаются на улице, покрываются водонепроницаемой пропиткой.
- Крымский известняк очень выразителен. Вроде бы белый – а не совсем...
- Это естественный цвет камня, мы его не тонируем. Он условно белый. Альминский мшанковый известняк – осадочная порода мелового периода, поэтому его оттенки колеблются от серого до тепло-оливкового. В этом камне много вкраплений: мшанковых ракушек, других моллюсков. При обработке он выглядит натурально и естественно. В готовом изделии всегда можно увидеть эти донные отложения, благодаря чему оно словно дышит древностью.
- Какое направление в церковном искусстве является для вас основополагающим?
- Главным образом мы ориентируемся на Византию, но используем в своих работах и элементы русского, а также кельтского, армянского искусства резьбы. Изучаем исторические образцы, перерабатываем их в соответствии с конкретным объектом. Повторение точь-в-точь бывает уместно в определенных условиях, но постоянное повторение притупляет чувство художника. Напитавшись образами Византии и русским православным богослужением, он рождает нечто свое.
- Традиция каменной резьбы восходит к доисторическим временам...
- Резные архитектурные элементы мы видим уже в древнем Шумере, Греции, Риме. Резьба по камню вошла в первохристианское искусство со сформировавшимися пропорциями и образами, которые и были переосмыслены в христианской трактовке. Христианские храмы полны символов и знаков, они раскрывают перед нами истины веры. Орнаментальная вязь – это молитва, запечатленная в камне, она передает духовную красоту предстояния Богу. Например, изображение павлинов – символ рая, пальма – древнейший образ Древа познания добра и зла. Сдвоенное плетение, двойные линии в крестах означает две природы Христа. Лоза, выходящая из креста, говорит о Церкви как о лозе, прививающей человека ко Христу, а виноград, который мы видим на многих церковных орнаментах – плод этого привития, то есть спасение.
- Церковный художник не только создает красоту, но и наполняет ее духовным смыслом...
- Весь наш коллектив – это энтузиасты, любящие свое дело. Наша главная задача – воплотить в жизнь искусство мыслить в камне. Это выражение я встретил в книге советского исследователя древнерусской каменной резьбы г. Юрьева Польского Г. К. Вагнера. Оно мне очень понравилось – это попадание в самый смысл. Прославлять своей работой Бога, дарить эту радость всем окружающим – потому что от архитектуры храма зависит очень много. Мы трудимся, чтобы человек понимал, что он входит во святая святых, в пространство, которое наполнено живительным духовным воздухом.
- Расскажите о наиболее значимых ваших работах.
- Мы работаем по всей России, но основные работы находятся в Крыму. Работали также в Ростове, Ахтырке, Бердянске, Московской области, Харькове. За 2017 год удалось сделать немало. В частности, мы установили резной каменный престол в храм свт. Николая Чудотворца и царицы-мученицы Александры в поселке Массандра. Заканчиваем работу над иконостасом церкви свт. Николая в монастыре села Холмовка. Его размер – 8х3 метра. Эта работа длилась целый год: иконостас в византийском стиле весь покрыт орнаментами. Однорядный византийский иконостас исполнили для крестильного храма при кафедральном соборе г. Джанкоя. Несколько ранее изготовили иконостас в храм прав. Феодора Ушакова поселке Новофедоровка Сакского района – 6х4 метра. Созданные нашими мастерами престол и жертвенник стоят в нижнем храме Владимирского собора Херсонеса, в «царском» храме Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. Украсили киотами храме архистратига Михаила в Севастополе – церковь Черноморского флота.
Беседовала Елена Вишковская