Владимирская Русь: загадка белого камня

В Древней Руси храмы строили из местного известняка – лаконичного по цвету и податливого резцу. Несмотря на свою относительную мягкость, каменное узорочье, украшающее фасады соборов Владимиро-Суздальской Руси, радует взор уже много столетий.

 

Впрочем, здесь следует сделать оговорку: известняки, добываемые в различных месторождениях, обладают разными характеристиками прочности, и среднерусские как раз относятся к наиболее стойким.

Сразу отметим: выбор белого камня как основного материала для церковного строительства был продиктован отнюдь не только экономическими причинами. Да, мрамор был дорог и труднодоступен, поскольку его приходилось везти издалека. Но намного дешевле известняка обошелся бы кирпич, из которого строили в той же Киевской Руси. Белый камень, по видимости, привлекал русских храмоздателей, в первую очередь эстетическими свойствами.

Начало традиции русского белокаменного зодчества было положено в XII столетии Юрием Долгоруким. Продолжалась она до XV века, одним из последних ее произведений стал Успенский собор Московского Кремля. Исследователи выдвигают разные версии того, почему владимирские, суздальские, московские храмы возводили именно из белого камня. Одни обращают внимание на красоту материала. Другие – находят параллели с романской архитектурой Европы, с которой домонгольская Русь имела довольно тесные политические и экономические связи. Третьи – обращают внимание на духовную символику: в частности, на тот «белый камень», который, согласно Апокалипсису, будет дан каждому спасенному в Царствии Небесном как знак духовной чистоты. В любом случае, белый камень воспринимался как «лучшее», как материал на порядок высшего уровня, нежели кирпич. А потому храмы возводили именно из него – невзирая на сложность добычи и транспортировки. Да, можно было построить кирпичные стены и покрыть их штукатуркой – но, вероятно, древнерусские зодчие видели в этом некую имитацию, замену созданного Богом – плодами человеческого ухищрения?

К тому же, белый камень давал великолепные возможности искусству скульптора, плодом чего стали застывшие на века кружева орнаментов и загадочные сюжеты, украшающие Димитриевский собор во Владимире, Георгиевский храм Юрьева-Польского, церковь Покрова на Нерли...

Зародившись в благополучные домонгольские времена, белокаменное зодчество не кануло в лету и в годы татаро-монгольского ига. XIV столетие – время борьбы с порабощением Руси, но в то же время – и период расцвета русского исихазма. И может быть, именно видя в белизне нерукотворного камня символику Нетварного Божественного света, русские князья продолжали строить именно из него?

Переход от белокаменного к кирпичному строительству в Московской Руси произошел во второй половине XV столетия, в правление Василия II. Однако белокаменные детали в убранстве храмов использовались и в позднейшее время.

 

 

Алина Сергейчук