На заседании Священного Синода от 14 мая 2018 года его участники имели суждение о праздновании 1030-летия Крещения Руси. В связи с этим в данной публикации мы вспоминаем события 30-летней давности, когда был объявлен конкурс на проект храма в честь 1000-летия Крещения Руси.
В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, было принято решение построить комплекс Патриаршего Подворья в Орехово-Борисово, недалеко от Борисовских прудов. Был объявлен конкурс на проект храма в память празднуемого юбилея. Намечалось строительство собора вместимостью более 20000 человек, окруженного разнообразными административными сооружениями.
Около 420 проектов были представлены жюри, включавшему представителей Патриархии, Министерства культуры, Союза архитекторов.
Открытый конкурс на храм-памятник 1000-летию Крещения Руси был совершенно безадресен. Его программа предполагала наличие при храме множества вспомогательных помещений, что вызвало дискуссию. Так, архитекторы Кудрявцевы критиковали данный подход и отмечали: «Русские православные храмы сохранили традицию размещения в подклетах усыпальниц; под церковными полами, а также снаружи, у стен и алтарей устраивали захоронения священнослужителей, монастырской братии, ктиторов. Не правильнее ли было бы, чтобы храм-памятник всему нашему тысячелетнему пути во Христе покоился просто на московской земле, освященной останками неизвестных праведников, мучеников, святых воинов?».
Другой очень важный вопрос – материалы и конструкции, применяемые при строительстве храма. В программе конкурса заложено: «Конструкцию храма-памятника предусмотреть из современных строительных материалов и конструкций с кирпичной облицовкой…». Поскольку кирпич упомянут как облицовочный материал, ясно, что под современными материалами и конструкциями может подразумеваться металлический каркас, монолитный бетон, стекло. В принципе понятно, что утрата строительных традиций прошлого и квалифицированных мастеров делает сооружение такого огромного храма очень сложной проблемой.
Во второй тур, проводившийся в марте-сентябре 1990 года, вышли 4 проекта: А. Полянского; И. Покровского; Г. Зосимова; Ю. Ратушного, А. Протасова, Е. Рыкова.
Программа и условия второго тура конкурса были изменены в связи со следующими задачами, поставленными на заседании Священного Синода:
- Храм должен выразить средствами архитектуры и монументального искусства тему торжества Православия, тему тысячелетия существования на Руси Православной Церкви, ее святости.
- Храм должен быть не только местом собрания верующих для молитвы, но и быть по своему выражению памятником 1000-летию Крещения Руси.
- Храм должен носить в себе и развивать традиции русской церковной архитектуры и быть оснащен новейшими инженерными коммуникациями.
- Авторам следует добиваться выполнения поставленных задач не огромными размерами храма, а выразительностью архитектурно-художественного решения и деликатного соизмерения его с исторически сложившемся ансамблем «Царицыно».
- Применить конструктивные решения без внутренних опорных столпов, мешающих обозрению.
- Храм, вместимостью 5000 человек предназначается для постоянных и торжественных богослужений с исполнением всех Таинств и треб.
Победил во втором туре проект академика архитектуры А. Т. Полянского.
По итогам конкурса вышла статья И. А. Бондаренко: «Тысячелетняя традиция: возможности интерпретации», содержащая мысль об актуализации традиционных форм русского храма не через «осовременивание» наследия, а, напротив, через духовное погружение в прошлое.
Но строительство в то время так и не началось из-за того, что все финансы были брошены на приходские храмы, которые более нуждались в реальной поддержке, чем возведение одного собора.
И только после открытия кафедрального собора Русской Православной Церкви – Храма Христа Спасителя в 2000 году вспомнили о замысле 12-летней давности – о строительстве Патриаршего Подворья в память 1000-летия Крещения Руси.
Были подняты конкурсные проекты и решено выбрать лучший, подработав его для нынешних условий
В дальнейшем храм, посвященный 1000-летию Крещения Руси, был построен в районе Орехово-Борисово по совершенно другому проекту.
Проект был выполнен силами архитектурной мастерской AM-19 Моспроекта-2 под руководством В. Колосницына, главный архитектор проекта – Е. В. Ингема.
Храм, спроектированный в неовизантийском стиле, представляет собой однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами; высота с крестом – 70 м; вместимость – до 4000 человек. В цокольном этаже расположен баптистерий для крещения взрослых через полное погружение. Фарфоровый иконостас выполнен в традициях Кузнецовских мастерских XIX в.
В комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах также входят дом причта, воскресная школа, звонница и часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского.
Строительство вела Балтийская Строительная Компания (БСК).
В разработке концепции внутреннего убранства участвовали В. Воробьев и С. Савина. Проект росписи был утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 2004 году и выполнен коллективом художников-иконописцев под руководством В. И. Нестеренко.
Архитектор Михаил Кеслер