В первой части статьи были даны краткие жизнеописания изображенных на иконе святых: Веселеила и Аголиава, царей Давида и Соломона, мчч. Флора и Лавра и двенадцати греческих зодчих, строителей Киево-Печерской Лавры.
Преподобный Сергий Радонежский
Согласно житию, составленному Епифанием Премудрым, братья Сергий и Стефан после долгих поисков «наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода», соорудили келью, а затем и небольшую церковь, которую, посовещавшись, они решили освятить во имя Святой Троицы.
После постройки храма от митрополита Феогноста приехали священники «и привезли с собой освящение, и антиминс, и мощи святых мучеников, и все, что нужно для освящения церкви».
Через некоторое время вокруг Сергия начинает селиться братия, и вскоре их становится 12 человек, включая самого Сергия
1342 год — одна из предполагаемых дат образования обители, впоследствии Троице-Сергиевой лавры.
Помимо Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал еще несколько обителей: Старо-Голутвин монастырь близ Коломны, Высоцкий, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.
Святитель Петр, митрополит Московский
Еще в юности всем возможным путям своей жизни Петр предпочел трудный, но верный – монашеский, и поступил в монастырь. Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божия, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это христианское искусство и стал подлинным мастером. Созданные его творчеством образы распределялись среди братии монастыря и посетителей-богомольцев.
Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, совершавший обход русских земель. Отец Петр, получив святительское благословение, смиренно поднес ему в дар изготовленную собственноручно икону Успения Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, владыка Максим молился перед сим образом до конца своей земной жизни.
Став митрополитом, в 1325 году, святитель Петр перенес митрополичью кафедру в Москву. Несколько месяцев спустя он выразил великому князю желание построить в Москве каменный храм, посвященный Успению Божией Матери. Узнав из Божественного откровения о приближении кончины, святитель устроил в стене этого храма место для своего погребения.
Святая царица Елена
Церковное предание повествует о том, что когда святая Елена, мать первого Императора-христианина Константина Великого, отправилась в Палестину, чтобы найти там Истинный Крест Господень и вернуть христианам их святыню, ее корабль причалил к берегу острова Парос. Здесь Императрица молилась в небольшом портовом храме и дала обет построить на этом месте величественную базилику в случае, если Господь благословит ее найти Крест. Прошло несколько месяцев, и ее прошение исполнилось: Крест Господень был обретен в Иерусалиме, и Императрица с сыном воздвигли здесь прекрасную базилику из камня и мрамора, с деревянными стропилами и крестом в основании.
Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.
Храм Рождества Христова в Вифлееме воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.
Святые храмоздатели Иустиниан и Феодора
Иустиниан взошел на престол после своего дяди Императора Иустина (518—527) и почти сорок лет правил Империей вместе со своей супругой Феодорой.
До наших дней на христианском Востоке сохранилось множество свидетельств их трудов по строительству храмов. И на Святой земле, и в Греции до сих пор стоят церкви (в том числе и храм Екатонтапилиани на острове Парос), хорошо сохранившиеся и совсем разрушенные, которые были построены или восстановлены при императоре Иустиниане. Он оставил после себя два величайших памятника — собор Святой Софии в Константинополе (современный Стамбул) и монастырь великомученицы Екатерины на горе Синай.
Благоверный князь Ярослав Мудрый
В 1036–37 гг. по приказу Ярослава Мудрого были построены мощные крепостные укрепления (город Ярослава), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри свв. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.
Благоверный князь Всеволод Псковский
Канон этому святому (песнь 4) гласит:
«По благословению архиерея со отцем своим, Богомудре, подвигшеся, мног труд показаша, великий Новград многомудренно соделаста на утверждение верою зовущим: слава силе Твоей, Господи.
Епископа великаго Новаграда священием церковь многочудну великому Иоанну Предтечи в память сыну твоему, премудре Гаврииле, воздвигл еси, с нимже поя: слава силе Твоей, Господи». Итак, благоверный князь построил в Великом Новгороде храм святого Иоанна Предтечи, а также приложил много трудов и мудрости для обустройства и украшения этого славного города.
Патриарх Московский и всея Руси Никон
Здесь уместно вспомнить и Патриарха Московского и всея Руси Никона, хотя он и не прославлен в лике святых. Патриарх Никон (1605–1681) вошел в историю древнерусского зодчества как великий храмоздатель, возобновивший прерванную Смутным временем традицию возведения монументальных соборов и монастырей. Строительная деятельность Первосвятителя рассматривается как богословие в камне, образным воплощением которого стали соборные храмы трех основанных Патриархом Никоном монастырей: Иверского на Валдае, Крестного на Кий-острове в Беломорье и Воскресенского в Новом Иерусалиме под Москвой.
Апостол Фома
Автор идеи учреждения дня памяти Собора святых храмоздателей прот. Константин Островский предлагает установить дату празднования этого собора 6 (19) октября – в день памяти апостола Фомы.
В апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство. На некоторых иконах он изображается с плотницким инструментом.
Церковное почитание Собора Святых храмоздателей и установление дня их празднования стало бы важным событием в храмостроительной деятельности Русской Православной Церкви.
Уже существует церковная награда – Патриарший знак храмоздателя (учрежден в июне 2005 г.), которым награждаются строители, духовенство и миряне, а также организации за труды по восстановлению, строительству и благоукрашению храмов Русской Православной Церкви. Награждение производится по представлению епархиальных архиереев и общественных организаций решением Патриарха Московского и всея Руси. Девиз знака и грамоты: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний».
Архитектор Михаил Кеслер