Вернуть людям историческую родину

Храм села Глухово

 

Как сделать, чтобы жители села стали ходить в свой возрожденный храм, полюбили его? Ответ на этот вопрос предложил краевед Илья Александрович Радов – участник восстановления церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Глухово Нижегородской области. 

 

В мае 2018 года в Глухово, близ отстроенного заново Покровского храма, был установлен памятный монумент, на котором начертали фамилии семей, которые жили в этом селе, а также священнослужителей храма. Памятник представляет собой две высокие гранитные скрижали с крестом между ними. Имена людей, из рода в род обитавших на этой земле, объединены крестом – в этом прочитывается идея сохранения исторической памяти и мысль о неразрывности веры в Бога, памяти о предках, любви к Родине. Установка памятника стала продолжением дела, которое началось в 2008 году, когда встал вопрос о восстановлении храма.

 

- Илья Александрович, возрождение Покровского храма началось со схода жителей села, устроить который предложили Вы. Зачем – ведь у храма был благотворитель и инициативная группа?

- Да, благотворитель был. Илья Николаевич Губин, президент ЗАО АКБ Новиком банк, захотел возродить храм, колокольня которого одиноко стояла невдалеке от дороги из Арзамаса в Дивеево. Ко мне он обратился за советом, как к краеведу. Я приехал, посмотрел на колокольню, поговорил с главой сельского поселения. Узнал, что раньше в селе было 5000 человек, а сейчас – 700, половина из которых – недавно приехавшие молдаване. Мне стало грустно. Потому что построить храм можно – но важно, чтобы люди стали ходить в него. А чтобы храм был востребован людьми, надо, чтобы они сами построили его, пусть даже основную часть средств внесет благотворитель.

 

- Это идеал, но как заинтересовать людей?

- Мы провели сход граждан села. Предложили построить храм на месте разрушенного в тридцатые годы – все проголосовали за. И тут мы поставили второй вопрос – составить родословную жителей села. Разыскать потомков людей, погребенных на кладбище и привлечь их к восстановлению храма. Это тоже было принято местными жителями. Мы создали окладную книгу и стали записывать в нее всех, кто пожертвовал на храм. В нее записались 3154 человека. Не только жители села, которых осталось немного, приняли участие в строительстве, но и те выходцы из Глухова, которые разъехались по разным городам. Конечно, их жертва не стала определяющей в деле строительства храма – но это послужило возвращению людям исторической родины и исторической памяти. Мы предлагали вносить лепту не только за себя, но и за детей, даже если те еще совсем малы и не понимают происходящего. Жизнь идет очень быстро. Прошло больше десяти лет – и в этот храм приезжают крестить детей те, кто был школьниками, когда он строился, те, кого вписали в окладную книгу родители. Речь шла не о сумме пожертвования, а о том, чтобы собрать всю ту огромную родову, которую разбросало по всему свету. Каждому, кто был записан в книгу, мы выдали номерную благодарственную грамоту. Книга толстая, большого формата, с хорошей плотной бумагой. Записи вносили в книгу тушью, хорошим почерком – над этим потрудилась учительница русского языка и литературы Екатерина Ивановна Салина. Теперь эта книга хранится в построенном на пожертвования храме.

 

- Как же вы нашли всех выходцев из Глухова?

- Искали не мы, а жители села. Звонили, писали родственникам, друзьям, бывшим соседям. Связи-то остаются. Кто уехал в Москву, кто в Нижний Новгород, кто в Омск. Но родители, бабки-дедки в селе у них остались.

 

- И храм был построен?

- Храм построен, действует, люди ходят в него. Проходящий мимо крестный ход из Нижнего Новгорода в Дивеево обязательно останавливаются близ этой церкви. Крестоходцы отдыхают, их встречают, кормят. Покровский храм очень красив, им мог бы гордиться город, не только село. Он был построен в 1731 году, и архитектура возрожденного здания соответствует первоначальной. В нем три придела: Покровский, в честь прп. Алексия Человека Божия и Ильинский – освященный во имя святого пророка Божия Илии, небесного покровителя главного ктитора.

 

- При Покровском храме существовало кладбище?

- Существовало. Но в годы, когда храм не действовал, все расположенные близ него могилы оказались уничтожены. Когда к церкви начали прокладывать коммуникации, стали находить лежащие в земле останки. Их аккуратно собрали и перезахоронили на существующем ныне кладбище. Тогда-то и родилась идея поставить памятник, на котором были бы записаны все основные фамилии жителей Глухово. Увековечить людей, из рода в род живших здесь. Фамилий набралось немало. Одну из сторон стелы заняли фамилии священнослужителей, служивших в глуховском храме с 1737 года. Чтобы восстановить их имена, пришлось поработать в архивах.

 

- Послужило ли возрождение исторической памяти возрождению села? Может быть, в Глухово возвращаются те, кто уехал из него?

- К сожалению, возвращаются в село только те, кто вышел на пенсию. Молодым нужна работа, а ее в Глухово нет. Но что немаловажно, многие выходцы из села завещают после смерти привезти и похоронить их в Глухово, у храма. Это значит, что им стала дорога историческая родина. Люди строят храм не только на земле... Я сам принял Крещение в Глуховском храме. Представьте себе – начиная эту работу, я не был крещен, но, соприкоснувшись с возрождением храма, осмыслил свое отношение к вере.

 

- Работа над восстановлением истории села Глухово продолжается?

- Да. Мы продолжаем составлять родословную всего села. Инициативную группу возглавляет Екатерина Ивановна Салина. Нам важно узнать о каждом человеке, который здесь жил – не только что он ходил по земле, но и каким был. Запрашиваем информацию в архивах, систематизируем. Надеемся, что книга по этим материалам будет написана и издана.

 

***   ***   ***

 

Монумент, установленный у храма Покрова Пресвятой Богородицы в Глухово, выполнила мастерская «Сага-Артель». Это – крупное предприятие, много работающее как со светской, так и с церковной тематикой. О работе предприятия нам рассказал его руководитель – Борис Семенович Либман.

 

- Мастерская вносит немалый вклад в восстановление некрополей при храмах?

- Это направление сегодня весьма актуально: ведь почти при каждой церкви существовал погост с погребениями. И быть может, возрождение этих погостов (хотя бы установка памятных знаков, свидетельствующих о них) послужит возрождению храмов и, более того, населенных пунктов, где они стоят. Узнать о своем предке захочет каждый. А узнав, что при храме стоит памятник ему – как не проникнуться живым интересом к этому храму?.. Так, через восстановление памяти об ушедших, облагораживается и бытие живущих.

 

- Всех крестов, изготовленных «Сага-Артелью» из гранита и мрамора и установленных в разных местах нашей страны, не перечислить…

- Среди работ мастерской – кресты на территории Покровского и Донского монастырей в Москве, в Никитском женском монастыре в Кашире и Староголутвином в Коломне, в Мордовии и в Ярославле… Одна из знаковых работ – крест псковской формы, с закругленными окончаниями, установленный в Чечне, в Аргунском ущелье, где погибла знаменитая Шестая рота. Открывал этот крест глава республики Чечня Р. Кадыров. А в Петропавловске-Камчатском, близ Морского собора, «Сага-Артель» установила крест в память моряков погибшего в 2011 году траулера «Аметист». А недавно мастерская приняла участие в создании Аллеи героев при Академии Государственной противопожарной службы – создала три бюста и постаменты для них.

 

- Мастерская создает и интерьеры храмов?

- «Сага-Артель» работает и с камнем, и с металлом, и с деревом. Мастера выполняют благоукрашение православных храмов: от иконостаса – до решетки солеи, от эскиза до исполнения. Высокое качество работ гарантируют наличие в коллективе опытных специалистов, художников и скульптора, высокотехнологичное производство. Из дерева мастера «Сага-Артели» выполняют, главным образом, эксклюзивные работы. Так, недавно они приступили к созданию киота для запрестольной иконы в храм Илии Обыденного в Москве. Этот киот соответствует стилистике убранства храма – одного из самых известных в Первопрестольной. В этом же храме художники артели реставрировали фрагменты иконостаса, каркас которого сохранился с начала XVIII века, а древнейшие из икон, предположительно, написаны одним из известнейших русских изографов – Симоном Ушаковым.

 

- Как вы начали работать с церковной тематикой?

- Наша мастерская работает по благословению протоиерея Бориса Развеева. Он служил и в Уфе, и в Москве – на Ваганьковском кладбище, и в Италии – в Вероне. Его благословением и молитвами наше предприятие созидалось, преодолевало препятствия.

 

Беседовала Алина Сергейчук

Мастерская "Сага-артель": saga-art.ru

+7 (901) 546-67-58, +7 (925) 310-95-58