Греческий иконостас. Продолжение серии «Из истории иконостаса»

Синай, пещера Ильи пророка. Иконостас работы Св.-Троицкого братства г. Щигры

Выросшее из того же корня, что и русское, церковное убранство Греции, Сербии, Болгарии имеет свои национальные отличия. В предыдущих статьях мы рассмотрели историю православного иконостаса: от первохристианских времен до русского модерна. Пришло время обратить внимание на храмовое искусство других православных стран.

 

Алтарные преграды современных храмов Греции, как и русские иконостасы, создаваемые в наши дни, достаточно разнообразны. Каменные и деревянные, напоминающие творения мастеров Византии и дающие отсыл к русскому церковному искусству... Между тем, существует типичный, «классический» облик греческой алтарной преграды, сформировавшийся в XIV–XVII веках и часто воспроизводимый церковными художниками вплоть до нашего времени. Это относительно невысокий, чаще всего – двухъярусный деревянный иконостас горизонтальной планировки с достаточно крупными прямоугольными иконами, написанными в византийской стилистике.

По конструкции типичный греческий иконостас можно отнести к тябловым, при этом он украшен богатой резьбой, ради которой тябла его значительно расширены. Нередко греческие иконостасы бывают покрыты сплошной позолотой; встречаются и весьма выразительные образцы позолоченной резьбы на цветной основе. Если же мы видим неокрашенную древесину, то чаще всего древесина эта имеет глубокий темный цвет.

Россия и Греция: параллели развития

Анализируя облик греческого иконостаса, стоит провести параллель с русским церковным искусством. Вспомним, что простая невысокая алтарная преграда домонгольской Руси увеличивалась в размере постепенно, и число составляющих ее рядов икон возрастало с ходом столетий. Процесс этот происходил примерно в то же время, когда формировался греческий иконостас. К XVI веку русский иконостас достиг четырех, пяти и даже шести рядов. После этого, отчасти под влиянием западного искусства, он начал украшаться все более богатой и замысловатой резьбой. В Греции столь значительного увеличения высоты иконостаса не происходило, а вот возрастание декоративности оформления оказалось тенденцией, общей для церковного искусства обеих стран. В обеих рассматриваемых нами православных традициях изначальная строгость, ориентированная исключительно на православное богословие, выраженное через икону, столкнулась с тенденцией к усложнению декора. И декор этот, в свою очередь, приобрел глубокое символическое значение.

Критская школа

Иконостас храма в деревне Мохос, Крит

Заключительный этап формирования греческого иконостаса происходил главным образом на Крите. В то время как материковая часть страны и большинство островов оказались под турецким владычеством, так что речи о развитии церковного искусства там просто не шло, жители Крита находились в гораздо более мягких условиях. На острове расцветало церковное искусство, там собирались художники и мастера из захваченных магометанами земель. Благодаря этому критская школа иконописи и резьбы заложила основы, продолжение которых мы видим по сей день. При этом на Крите происходило соприкосновение традиционной православной культуры с культурой западной, принесенной венецианцами, подчинившими себе остров – что и послужило увеличению декоративности храмового убранства. И вновь мы замечаем параллель с русским церковным искусством! В XVII столетии иконостас в обеих наших странах приобрел характер яркой и пышной рамы, не только обрамляющей иконы, но и несущей в себе символику Божьего Рая в его красоте и гармонии.

Продолжая краткий обзор истории формирования греческого иконостаса, отметим, что его практически миновало обмирщение, стремление привести облик храма к соответствию со светскими стилями барокко и классицизма, господствовавшее в XVIII–XIX столетиях в России. Впрочем, греческое храмовое искусство находилось в соприкосновении с русским, и обоюдные заимствования происходили во все века.

Распятие, попирающее змия

Тот, кто впервые окажется под сводами греческого православного храма, скорее всего, будет поражен огромным Распятием с пре

Иконостас храма монастыря святой Екатерины, Синай

дстоящими, возвышающимся над алтарной преградой. В то время, как в России иконостас обычно бывает увенчан небольшим крестом, в Греции высота распятия может быть сопоставима с высотой самого иконостаса, составляя половину, а то и 2/3 от нее. Довершают к

артину большие образы предстоящих Кресту Богоматери и апостола Иоанна Богослова – причем это могут быть не привычные нам плоские фигуры, а прямоугольные иконы, приподнятые над алтарной преградой. Подобную конструкцию мы видим в известнейших храмах греческого мира, благоукрашение которых состоялось в XVII и последующих столетиях, в частности – в соборе монастыря Святой Екатерины на Синае и в храмах монастырей Метеор в Каламбаке (Греция).

 

 

Крест и образы предстоящих часто устанавливаются на необычном подножии, которое соединяет их с «телом» иконостаса. Это может быть нечто вроде лозы: данное решение несет в себе глубокие богословские смыслы, говоря о Евхаристии, о словах Спасителя: «Аз есмь Лоза, вы же – рождие (ветви)» (Ин. 15, 5). Иногда же распятие укрепляют на весьма выразительном изображении змея или дракона – что напоминает пророчество о Спасителе, изреченное Творцом сразу по грехопадении первых людей: змей будет жалить Христа – «Семя жены» – в пяту, но Искупитель сотрет его главу... Крестные муки – та рана, которую нанесла Христу злоба древнего змия, но Крест Христов навсегда пригвоздил древнего искусителя, лишив его власти над человеческим родом...

Пути развития темплона

Нередко греческий иконостас украшает сразу несколько массивных икон-медальонов, возвышающихся над алтарной преградой на особых ножках, и благодаря этому напоминающих цветы на тонких стеблях. Чтобы понять, откуда произошло это художественное решение, вспомним, что православный иконостас произошел от первохристианской алтарной преграды, которая представляла собой темплон – горизонтальную балку, установленную на невысоких колоннах. С развитием церковного искусства под эту балку, между колоннами, стали устанавливать иконы – и это сделалось основным направлением формирования иконостаса. Между тем, изначально священные изображения могли помещать не только между колоннами, но и на темплон, сверху. Это обыкновение и получило свое продолжение в композициях, венчающих иконостасы православной Греции. Наконец, сам темплон украшался христианскими символами – развитие этой традиции мы видим в резных тяблах греческих и русских иконостасов.

Говоря о том, как в разных странах из общего корня первохристианской алтарной преграды происходило формирование иконостаса, нельзя не упомянуть о самобытном убранстве коптских храмов. В Египте, на родине преподобных Антония и Макария Великих, сохранились в изначальной простоте и аскетизме архаичные формы христианского искусства, что дает богатый материал для реконструкции древних церковных традиций. Иконостас здесь представляет собой резную деревянную перегородку, украшенную в верхней части единственным рядом икон. Иконы эти стоят на алтарной преграде, подобно тому, как стояли они на темплонах, ограждавших алтари в тайных храмах христиан Древнего Рима.

 

Интересные факты:

Царские врата греческого иконостаса чаще всего невысоки и украшены лишь одной композицией: образом Благовещения. Над ними возвышается достаточно высокий арочный портал, так что создается просторный проем. В этом проеме видна завеса – катапетасма. В отличие от русских храмов, в греческих церквях эту завесу часто украшают богатой и сложной вышивкой. Это может быть практически полноценный иконный образ: например, Воскресение Христово или чтимая в данном храме икона.

 

Нередко на иконостасах в греческих храмах закрепляют небольшие «поклонные» образки – уменьшенные копии икон местного ряда. К этим образкам во внебогослужебное время прикладываются верующие, проходя по солее.

Алина Сергейчук

Спонсор рубрики - Свято-Троицкое братство г. Щигры:

www.shigri.ru +7 (495) 778-37-36