Прихожане увидели, какая выполнена работа, лишь когда убрали леса

Роспись храма Сошествия Святаго Духа в г. Казань. Мастерская "Палехский иконостас"

Своим опытом благоукрашения воссозданного храма с нашими читателями делится настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов в г. Казань прот. Алексий Чубаков. В этот раз речь зашла о стенописи.

 

- Когда вы делали иконостасы и резную утварь для храма, то знали, скоро ли удастся заняться росписью?

- Нет, не знали. Но люди, которые финансировали предыдущий этап благоукрашения, увидев готовые интерьеры, вдохновились и сказали: «Батюшка, давайте расписывать». Проделанная работа настолько впечатлила и прихожан, и благотворителей, что было принято решение немедленно взяться за стенопись и поручить ее тем, кто уже украсил храм иконостасами и утварью – мастерской «Палехский иконостас». Это очень правильно, что все работы ведутся одной организацией. Есть общее видение, единая концепция того, как должны выглядеть интерьеры храма, как иконостасы будут увязаны с росписью и т.п. Благовещенский собор Казанского кремля был в свое время расписан мастерской Сафонова – известного палехского иконописца и реставратора. Поэтому мы и для своего храма выбрали стиль «фрязь», свойственный палехским мастерам, переходный между каноном и академическим письмом. И, кажется, не ошиблись. Результат, который мы видим на стенах, превзошел наши ожидания.

 

- Насколько я знаю, Духосошественский храм – это целый комплекс помещений?

- На первом этаже храма у нас расположены вспомогательные помещения. Есть крестильная церковь, у нее своя концепция, которая отличается по стилистике от основного храма. Большую и малую трапезные решено украсить в стиле парадных палат XVIII века. Все помещения составляют единый комплекс, общую композицию, в которой каждая часть имеет свое лицо. При столь сложной задаче для нас очень важно, что мы работаем с мастерской, которая понимает нас, и которой доверяем мы.

- Каково сюжетное наполнение стенописи?

- Так как наш храм посвящен Сошествию Святаго Духа на апостолов, было принято решение отразить в его центральной части апостольские деяния – то, что произошло с учениками Спасителя после Сошествия на них Святого Духа, как они проповедовали в разных точках вселенной. Надо сказать, что все сюжеты удалось увязать в общую событийную линию, так что даже человек, не знакомый со Священным Писанием, может увидеть, кто где нес свет Христовой веры, кто чем прославился.

 

- В левом приделе, посвященном священномученику Харлампию, господствует «греческая» тематика...

- Да. Мы изобразили святых, которые были современниками этого угодника Божия. Уже сейчас видно, что люди, которые приходят в храм, открывают для себя новых святых, о которых они ранее не слышали, с удовольствием читают их жизнеописания. Не все знают и житие священномученика Харлампия, а в приделе нашего храма оно запечатлено в красках, так что можно составить полное представление о подвиге этого удивительного человека.

 

- Как шла разработка и утверждение художественных решений?

- Предварительно было несколько встреч, на которых мы с руководителями мастерской обсуждали, в каком направлении будем двигаться. Когда это направление было определено, нам предложили несколько вариантов: какие сюжеты, какие святые будут написаны на том или ином месте. Конечно, уже в процессе работы вносились некие коррективы, которые мы обсуждали и согласовывали.  Эскизы, наработки я получал на свою электронную почту, утверждал или вносил коррективы и очень быстро получал ответ на свои замечания и пожелания.

 

- При благоукрашении действующего храма очень важна организационная сторона: ведь настоятелю приходится и служить, и курировать ведущиеся работы…

- Да, сегодня настоятелю необходимо быть и администратором, и хозяйственником, даже если у него много помощников… И для меня важно, что, сотрудничая с мастерской «Палехский иконостас», я не задумываюсь, где взять леса, как их установить, где закупить краски. Работая с этой мастерской, я совершенно спокоен: я знаю, что ее специалисты грамотно и квалифицированно решат все организационные вопросы. Благодаря этому высвобождается время, которое настоятель может посвятить более значимому – духовному попечению о своих прихожанах.

- Возникали ли во время работы технологические сложности?

- Когда мы пригласили иконописцев, стены нашего храма уже были оштукатурены и, казалось бы, готовы под роспись. Но в покрытии обнаружились дефекты, кракелюры. Они появились после того, как здание получило усадку по окончании реставрации стен, вместе с которыми уселся и штукатурный слой. Технологи «Палехского иконостаса» предложили решения, позволившие и сохранить штукатурку, и должным образом подготовить стены под роспись.

 

- Вы поставили художникам достаточно жесткие сроки.

- Да. Начали расписывать храм в июне прошлого года, а к престольному празднику, который в этом году приходится на 28 мая, мастерская должна закончить работы. И, судя по темпам и по нынешней степени исполнения стенописи, я вижу, что сроки эти будут выдержаны.

 

- Не пришлось ли прекращать богослужения на время росписи храма?

- Нет, несмотря на то, что работы по подготовке и росписи стен шли очень интенсивно. Здесь очень важно, что трудились люди, понимающие, что такое служба. Когда шло богослужение, их практически не было заметно, хотя в стенописи участвовали по 12–15 человек. Прихожане увидели, что выполнена огромная, грандиозная работа, только когда были убраны леса.

***      ***      ***

Главный художник мастерской «Палехский иконостас» Наталья Владимировна Влезько:

Прежде, чем начать работать непосредственно на стене, художники «Палехского иконостаса» до тонкости прорабатывают будущую роспись в мастерской. Творческий поиск был завершен на предварительном этапе. Стена – это огромная площадь, там сложно экспериментировать с цветом или в рисунком. Когда уже все утверждено – мастера едут, и выполняют стенопись на месте. Благодаря этому обеспечивается единство художественной композиции и, что немаловажно, экономия времени.

Архитектура Духосошественского храма не проста: там много сводов, они ломанные, пересекающиеся, одна конха переходит в другую. Сложная архитектура, но нам удалось ее обыграть. Иконостас храма белый, с частичной позолотой, и стенопись поддерживает эту колористику. Легкие, светлые альфрейные орнаменты, нежно-голубые «небеса» с золотыми звездами… Посвящение храма празднику Сошествия Святаго Духа задало тематику – апостольскую. Сверху у нас изображены Силы Небесные, Пресвятая Богородица. Следующий пояс в четверике повествует о деяниях апостолов. Каждому апостолу уделено свое окошечко, там их как раз 12. Мы изобразили по одному самому яркому, иллюстративному событию из жития каждого апостола. Например, призвание Савла – будущего Павла. Апостол Андрей устанавливает крест на Киевских холмах, Чудесное избавление из темницы Петра… В трапезной части храма над входом мы поместили изображение Сошествия Святого Духа на апостолов. Вместо традиционной сцены Страшного суда на западной стене написали архангела Михаила на красном коне, трубящего и побивающего беса. Таким образом, схема канонична и в то же время очень индивидуальна.

***      ***      ***

Руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Владимирович Влезько:

- «Палехский иконостас» обычно ведет сразу несколько объектов. Как это удается?

- Секрет в разделении труда. Часть нашей команды выезжает на место, а часть работает в мастерской. Концепция росписи, эскизы разрабатываются в Палехе главным художником Натальей Владимировной и ее помощниками. Стенописцы отправляются на объект, когда этот этап работы уже завершен. Подготовку стен под роспись выполняет особая бригада, они обустраивают все необходимое для работы: леса, освещение. Художники приезжают и сразу начинают заниматься своим основным делом. Практически каждый день мы проводим короткие совещания: художники высылают в Палех фотоотчеты о проделанной работе, происходит обсуждение, при необходимости вносятся корректировки – потому что на стене роспись смотрится несколько иначе, чем на эскизе. Главный художник, архитектор контролируют работу. Благодаря этому они могут вести сразу несколько объектов. Очень важно, чтобы у проекта был руководитель, который вникает во все детали. Я не раз замечал: если первому разработку интерьера доверить художнику – у него везде появится живопись, так что места под киоты практически не останется. А если архитектору – он всюду навешает икон, в ущерб стенописи. А когда смотришь на интерьер в целом, уже не допускаешь перекосов. Получается зонирование: тут у нас будет киот, здесь – такой-то сюжет, такой-то орнамент, роспись под мрамор и т.п. В Духосошественском храме мы задумывали все сразу коллегиально: иконостас, киоты и с самого начала в некоторой степени представляли, какой будет роспись.

Беседовала Алина Сергейчук

Мастерская
«Палехский Иконостас»
+7 (493) 342-28-91
iconostas@inbox.ru
iconostas.ru