Благоукрашение православных храмов опирается на прообразы, значение которых остается неизменным для всех верующих. Один из них – храм Гроба Господня в Иерусалиме. Изменявшийся в веках и сохранивший неизменной память о главных событиях истории мироздания, храм этот является своеобразным учебником по истории и символике церковного искусства. Его можно назвать архетипом – мотивом, влияющим на восприятие людей из века в век.
Вехи истории
Впервые возведенный в 335 году равноапостольной царицей Еленой, храм многократно перестраивался, страдал от разрушений и восстанавливался, так что его архитектура и убранство несут в себе черты разных эпох: от поздней античности до наших дней.
Равноапостольная царица построила храм как величественное античное сооружение: это был целый комплекс зданий, обнесенный оградой. Вероятнее всего, при строительстве храма была сохранена скала с высеченной в ней пещерой – местом погребения и Воскресения Спасителя. Вокруг нее выстроили мавзолей-ротонду диаметром 35 метров, который получил имя «Анастасис», то есть «Воскресение». На восток от Анастасиса находился Мартириум – просторная пятинефная базилика, обращенная алтарем ко Гробу Господню, с часовней на месте обретения Креста. Увенчанная куполом, эта базилика стала образцом для многих христианских храмов. Голгофа оставалась под открытым небом – в окруженном колоннами внутреннем дворе храма, именовавшемся Садом Иосифа Аримафейского. На месте Распятия Христова находился алтарь. Убранство зданий комплекса было самым торжественным: мрамор самых дорогих пород, украшенный тонкой резьбой, мозаика, драгоценные металлы. Престол Мартирия осенялся киворием.
Подробных сведений об архитектуре и убранстве первоначального храма Гроба Господня до наших дней не дошло. Историки строят свои версии, опираясь на немногие сохранившиеся изображения и описания. Среди них – интереснейшая мозаичная карта Святой земли, украшавшая пол храма вмч. Георгия Победоносца в г. Мадаба в Иордании, созданная в VI столетии. Евсевий Кесарийский в своем труде «Жизнь блаженного басилевса Константина» так описал убранство храма: «Внутренность этого здания была покрыта облицовкой из пестрого мрамора, а внешний вид стен, блещущих тесаным камнем, точно прилаженным каждый к краям другого, представлял нечто сверхъестественное по красоте… Внутренняя сторона кровли (потолок), составленная из резных кессонов и, наподобие некоего обширного моря, расширяющаяся над всем средним нефом, покрытая золотом, озаряла весь храм блеском, подобным лучам света».
Первоначальный храм был разрушен персами в 614 году. Уже через год святыню отстроили вновь, но она уже не имела прежнего великолепия: вместо величественного комплекса на месте главных событий в истории человечества теперь стояли четыре небольших храма. Позднее византийские императоры многократно стремились благоукрасить святыню, невзирая на то, что земля, где она находилась, пребывала под властью магометан. Новым этапом в архитектурной истории храма стала реконструкция, произведенная императором Константином Мономахом (1042–1055). По свидетельству современника, Насира Хосрова, после реконструкции ротонда на месте Гроба Господня представляла собой: «Огромное здание... способное вместить до 8000 человек... построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой, внутри... везде украшенное византийскими тканями, шитыми золотом с картинами». Но комплекс зданий Гроба Господня все еще не находился под одной крышей. В 1106–1107 гг. игумен Даниил в своем «Хождении» описывал главный храм как круглый, и сообщал, что Голгофа располагалась в отдельном здании, украшенном мозаикой.
Единым зданием главный храм Христианства стал в XII столетии, когда его вновь отстроили крестоносцы. Памятником этого периода является его фасад – образец Романской архитектуры XII столетия, а также колокольня. Планировка и современный облик храма во многом были заложены именно во время этой реконструкции, хотя за прошедшую неполную тысячу лет он многократно претерпевал изменения. Кувуклия перестраивалась в 1555 году – интересно, что именно этот ее облик послужил образцом для «пространственной иконы» святого места, созданной Патриархом Никоном в Новом Иерусалиме. Тогда же Трехдневное ложе, где когда-то почивало тело Спасителя, было защищено мраморной плитой, сохранившейся до наших дней. В 2016 году, когда Кувуклия реставрировалась, плиту эту подняли и нашли под ней еще одну, с вырезанным на поверхности крестом. Под ней же находилось каменное ложе из известняка – то самое, на котором лежал Божественный Страдалец.
Свой окончательный вид многие наиболее значимые приделы храма (такие, как Кувуклия, Голгофский придел и Кафоликон) обрели лишь в начале XIX века, когда святыня восстанавливалась после пожара, постигшего ее 1808 году.
Обрамление святынь
Главный материал, украшающий храм Гроба Господня – цветной мрамор. То бежевый, то серый с розовыми прожилками, то желтоватый, то почти кровавый, он создает выразительную и многоцветную картину. Во многих местах – например, над входом в Кувуклию и внутри нее – над ложем Спасителя, мрамор отделан столь искусной резьбой, что словно теряет свою обычную жесткость и неподатливость. Мастер придал твердому камню вид покрытой вполне достоверными округлыми складками ткани. По мраморной «завесе» над Трехдневным ложем идет имитирующий тканый орнамент узор и надпись на греческом языке. Не менее выразительны витые, словно слепленные из податливого воска, тонкие мраморные полуколонны у входа в Кувуклию.
Архитектором Кувуклии в ее нынешнем облике стал греческий архитектор Н. Комнинос, работавший в конце XVIII – начале XIX столетий и мученически завершивший свою земную жизнь: мастер был убит турками в Константинополе на Пасху 1821 года, при подавлении греческого восстания. Данные о размерах и планировке Кувуклии, уничтоженной рухнувшим на нее куполом, архитектор получил, обратившись за сведениями в Россию: теперь уже кувуклия Нового Иерусалима стала образцом для воссоздания своего первообраза.
Каменная резьба в храме Гроба Господня весьма смело сочетается с металлическим декором: басмой, филигранью, литыми ризами икон, а также с эмалью, мозаикой, фреской и иконописью. Церковное искусство представлено в храме Гроба Господня во всей своей полноте. Над входом в Кувуклию мы видим серебряную сень, созданную в России в середине XIX столетия. Эмалевые образы Воскресения Христова и двенадцати апостолов, украшающие ее, уже в наши дни были заменены на новые, изготовленные в одной из известных российских мастерских.
Церковное искусство в храме Гроба Господня
На Голгофе, за крестом, установленном на месте Распятия Христова, находится своеобразный иконостас. Каждый из составляющих его образов украшен металлической ризой. В храме Гроба Господня планировка пространства сильно отличается от привычной нам. Во многих приделах практически нет алтаря, как-либо отделенного от остальной территории храма. На Голгофе камень, где был укреплен Крест Христов, служит основанием престола, а нечто вроде иконостаса оказывается за ним, у стены. Этот «запрестольный иконостас» являет нам события, обрамлявшие Крестную Жертву Спасителя: повествует о предании Господа Иудой, о страданиях, предшествовавших Распятию. Тут же мы видим сонм ангелов, припадающих ко Кресту. Престол на месте Распятия, выполненный из розового мрамора, принадлежит Православной Церкви. Католический придел примыкает к православному. Такая планировка возникла в 1810 году, в византийские времена Голгофский придел представлял собой не разделенный на части храм.
Традиционный образ православного храма являет нам Кафоликон – самый просторный из приделов храма Гроба Господня. Расположенный напротив входа в Кувуклию, он является кафедральным собором Иерусалимской Православной Церкви. Украшением храма является достаточно высокий иконостас из розового мрамора. Его витые резные колонны гармонируют с теми, что украшают фасад Кувуклии, которая расположена как раз напротив кафоликона. Над иконостасом находится галерея с тремя небольшими балконами – в византийском храмостроении такие балконы именовались амвонами, с них читалось Евангелие. Иконостас этот, как и стены придела, появился по историческим меркам совсем недавно – в 1808 году. Полы Кафоликона привлекают взор яркостью многоцветной мраморной мозаики и контрастируют с аскетично-строгими стенами с их простой каменной кладкой. Кладка эта подчеркивает изящество устремленных ввысь колонн и частично покрытых мозаикой сводов, украшающих придел. Точно под куполом придела расположен так называемый «пуп земли» («мезомфалос») – полусфера из резного серого и коричневого мрамора, появившаяся в начале XIX столетич. За иконостасом Кафоликона мы видим большой купол храма Гроба Господня, украшенный золотофонной мозаикой, создание которой было завершено в 1994 году.
Сумраком, прохладой и удивительной тонкостью неярких напольных мозаик встречает входящих подземный придел святой равноапостольной царицы Елены, ныне принадлежащий армянам. По преданию, именно на этом месте сидела святая царица, когда производились раскопки, в результате которых был обретен Крест Христов. Колонны придела – древние, приземистые, с укрупненными, покрытыми выразительной резьбой капителями, на которые опираются своды. Одним из украшений аскетичного интерьера стало врезанное в стену каменное панно с рельефным изображением креста армянской формы – хачкара. Во времена императора Константина этот небольшой храм был криптой базилики. Примечательно, что сегодня маленькая подземная церковь имеет собственный купол, выходящий на поверхность земли.
Современные благоукрасители, вдохновляясь святыней храма Гроба Господня, создают свои произведения, через которые верующие могут отчасти прикоснуться к Святой земле. Так, в Москве, в нижней церкви храма Покрова в Ясенево, с использованием привезенного из Иерусалима камня созданы копии святынь: Кувуклии, Голгофы, Камня Помазания. В Зачатьевском женском монастыре Москвы в Успенской подземной церкви обустроена символическая гробница Божией Матери. Так продолжается формирование священной географии в наши дни.
Алина Сергейчук