Мы продолжаем знакомиться с русскими храмами вместе с мастерской «ТИП-Икон», которая благоукрашает эти святыни. Казанский храм села Семено-Петровское, Курганинский район Башкортостана. Совсем недавно здесь стояла самобытная деревянная церковь XVIII столетия. Ее украшало «небо» – деревянный конусообразный свод из треугольных досок, украшенных иконописными изображениями. Такие потолки встречаются в старинных храмах на Русском Севере. Но в 2015 году случилась беда – пожар. Памятник архитектуры погиб в бушующем пламени. Настоятель и жители села не опустили рук. За полтора года были собраны средства. Значительную их часть пожертвовали жители, зачастую отдавая последнее. Пришел на помощь и бывший губернатор республики, уроженец соседнего села. Будучи мусульманином, он помнил, как еще мальчишкой приходил «смотреть церковь».
И вот – храм снова возведен, теперь здесь есть верхняя и нижняя церковь. Создать стенопись доверили мастерской «ТИП-Икон». Уже расписан нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному, мастера приступили к росписи верхнего.
Высота нижней церкви – всего 2,5 м, а площадь храма – 44 метра. Чтобы зрительно сделать пространство более воздушным, мастера использовали светлый, легкий фон. Композиция стенописи – горизонтальная. Святые расположены рядами. Древние мученики, русские святители и преподобные, новомученики ХХ века... Они словно стоят рядом с прихожанами, поддерживая их своей молитвой. На потолке – образ Христа Пантократора с покрытым сусальным золотом нимбом, заключенный в яркий, переливающийся цветами радуги круг, который символизирует Божественную славу. Фигуры ангелов, поддерживающих этот круг, динамичны, их светлые одежды развеваются, словно от быстрого движения.
Руководителю иконописной мастерской, Николаю Геннадьевичу Бердникову, Семено-Петровское запомнилось не только проделанной работой, но и особой атмосферой, которую сегодня мало где встретишь: «Восстановили храм жители села, те самые люди, чьи прадеды возводили древнюю церковь. Удивительные люди, удивительное село. Там около 500 домов, но на улице с тобой здороваются все: от бабушек и дедушек до малых детей. В Семено-Петровском нет замков на дверях, жилье запирают на палочку. Для нас сняли дом. В нем мы хранили и компьютеры, и фотоаппараты... Местные жители заходили в наше отсутствие, чтобы принести нам поесть. Мы только удивлялись: вдруг у калитки стоит корзина со свежими яичками, горячим хлебом, парным молоком... Нас Господь приводит в самую-самую глубинку – и там хорошо. Мне это близко: такая неспешность, искренность, простота...»
Совсем недавно художники завершили роспись боковых приделов храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гордеевка Брянской области. Благоукрашение церкви, как и во многих других местах, совершается поэтапно.
Общая площадь выполненной в этот раз стенописи – 165 кв. м. Прежде, чем приступить к росписи, мастерам пришлось произвести подготовку плоскостей для последующей живописи: очистить стены от копоти, удалить вздутия, нанести грунтовку глубокого проникновения для восстановления ровной поверхности.
Фоны росписи глубокого синего цвета. Фигуры святых на таких фонах выглядят особенно выразительными, они словно пронизаны идущим изнутри светом.
Верхнюю часть стен и потолок с северной и южной сторон четверика занимают композиции Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Такое расположение сюжетов визуально скрадывает углы и делает горизонтальные потолки (проблему многих вновь построенных храмов) продолжением композиций. В верхней части западной и восточной сторон, в медальонах, окруженных растительным орнаментом, размещены Богородичные иконы: Смоленская, Феодоровская, «Взыскание погибших» и «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Пространство под окнами традиционно заполняют «полотенца».
Николай Геннадьевич привлекает к росписи храмов своих сыновей. «Серафим, ему 16 лет, ездит со мной уже три года. – Делится он. - Для Тимофея, которому исполнилось 13, это командировка была первой. Ребята меня очень порадовали своей внимательностью, старанием и послушанием. Справились с задачей не хуже многих взрослых. Молодые люди 14–16 лет хорошо обучаются иконописи, недаром раньше ремесло постигали с ранней юности. В этом возрасте еще сохраняется детское видение, а на икону и надо смотреть немного по-детски».
К художникам мастерской «ТИП-Икон» не раз обращались старообрядцы – заказчики взыскательные, требующие строго каноничной работы, соответствующей древним образцам. «Я за старину. – Признается Николай Геннадьевич. – Я тоже сторонник того, чтобы в храме было меньше светского: оперного пения, «миленьких» живоподобных иконок... А то иногда получается: красиво, классно, громко, звонко – а помолиться-то и забыл...»
Бежит вперед река времени... Впереди – новые храмы и новые работы...
Наталья Зубкова
Мастерская "ТИП-Икон":
+ 8 (800) 250 18 91, + 7 (917) 868-03-30
admin@tip-icon.ru
tip-icon.ru, vk.com/tip_icon