В июле 2018 года мы празднуем 1030-летие Крещения Руси. Дату почтенную, уводящую мысль в седую древность. Но и 30-летие возобновления свободной церковной жизни в России – не менее значимая дата. Ибо именно к 1000-летию Крещения Руси гнев Божий на нашей земле был переменен на милость, государство стало возвращать верующим храмы и началось в нашем Отечестве долгожданное возрождение Православия, вымоленное и мученически выстраданное предыдущими поколениями христиан…
Что сделано нами за эти тридцать лет? И каковы направления дальнейшего развития? – Вопрос ширины неохватной. Немного сузим. Не так давно, беря интервью у эконома одной весьма почитаемой обители, я имела неосторожность спросить его о ходе возрождения монастыря. На что получила резонный ответ: «Все давно возродились, и мы, и другие». Слава Богу. И впрямь, большинство городских храмов и известных монастырей в нашей стране давно возвращено верующим и худо-бедно восстановлено. Кое-где, правда, ремонтные работы приходится начинать повторно – поскольку в 90-е годы их провели на скорую руку, используя доступные средства. И, к примеру, не вычинили выщербившийся за годы запустения кирпич, а просто покрасили его в подобающий цвет. Или, например, заложили старинные воздуховоды печной вентиляции. В результате с прибавлением числа прихожан в храме сделалось душно, а стенопись стала с рекордной скоростью темнеть от свечной копоти, напоминая о необходимости установить современную систему циркуляции воздуха. И все же, в городах дело обстоит достаточно благополучно.
В селах – сложнее. Вид ветшающих бесхозных кирпичных и деревянных храмов режет ножом по сердцу, становясь яркой иллюстрацией безрадостного положения русского села. Сколько деревень исчезло за последние десятилетия, так что и остатки домов их поросли травой, а среди травы и кустарника, словно мачты затонувших кораблей, виднеются осыпающиеся стены колоколен…
Храм как культурный центр села
В начале июня текущего года митрополит Волоколамский Иларион, выступая в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», высказал смелое предложение, которое вызвало немалый отклик как в социальных сетях, так и на официальных церковных интернет-ресурсах. Владыка предположил, что восстановление храмов поможет вновь вдохнуть жизнь в заброшенные деревни, поскольку привлечет туда жителей. «Есть целый ряд храмов, которые были построены в тех местах, где раньше жили люди, но теперь эти деревни заброшены. Церковь считает, что все эти храмы надо восстанавливать», — сказал владыка. «У нас есть много примеров того, как то или иное село погибало, все больше и больше домов пустели, а потом начиналось восстановление храма, и вокруг собирались люди, село оживало». В следующих выпусках передачи, отвечая на вопросы телезрителей, митрополит Иларион подтвердил свою позицию: «Я сам служил священником в деревне, где было 10 прихожан. Иногда у меня на службе было два человека, иногда три, иногда ни одного. Но я, тем не менее, ежедневно совершал богослужения и видел в этом большую пользу. Мне известны случаи, когда возрождение села начиналось именно с возрождения Церкви. Когда село умирало, люди уезжали, молодежь уезжала, а потом находились какие-то энтузиасты, которые брались за восстановление церкви, и вокруг этого проекта постепенно восстанавливалась жизнь села, люди возвращались. Поэтому мои слова основаны на опыте. …Я часто привожу в пример село Вятское в Ярославской области, где и храмы возрождены, и дома возрождены, и экологически чистая продукция производится. Все это возможно. Там, где возрождается церковь, возрождается и жизнь села во всех ее измерениях».
…Вокруг церкви возрождается жизнь села… И впрямь. Известны случаи, когда к опытным духовникам, служащим в глуши, приезжают верующие из разных концов страны, селятся вокруг. Собственно, так и основывались целые города – тот же Сергиев посад, возникший вокруг пустынной кельи преподобного Сергия Радонежского.
А вот пример более современный. Когда в подмосковном поселке, где я имею радость проводить часть летнего времени, построили небольшой храм, он сразу наполнился народом. Но – не до отказа. Поэтому, когда в скором времени нашелся благодетель, пожелавший возвести еще одно, более просторное, церковное здание, у многих возник вопрос: кто же станет ходить в него и, соответственно, как приходу удастся содержать большой храм? Опасения оказались напрасными. Храм начал медленно, но верно заполняться верующими. Более того. Благоразумные храмоздатели предусмотрели при церкви помещение для воскресной школы и даже спортивный зал. В результате в поселке наконец-то появилось место, где дети жителей, никуда не выезжая, смогли найти для себя интересные и полезные занятия: от шахматного клуба до кружка самбо. В результате храм оказался заполнен молодежью и детьми и действительно стал точкой роста для населенного пункта. Конечно, ближнее Подмосковье – не глубинка. Однако и приведенный опыт не уникален и имеет место во многих селах нашей страны.
От экопоселения – до пространственной иконы
А что для храмов, расположенных в глуши? Одной из примет нашего времени стала гиперурбанизация, сгоняющая население в мегаполисы и обрекающая на угасание малые населенные пункты. Но в самой болезни отчасти можно найти и лекарство от нее: измученные оторванностью от земли горожане как никогда стремятся на природу. Почему бы не дать им такую возможность, построив при сельских храмах странноприимные дома? Такие поселения могли бы стать местами, где люди не только отдыхают, но и укрепляются в вере, вдали от суеты вникая в ее истины.
Современное информационное общество, как это ни парадоксально, дает широкие возможности для подобных начинаний. Об интересном деле, будь то восстановление затопленной церкви среди водохранилища или реставрация готового рухнуть храма на Севере, мгновенно узнают тысячи людей. Среди них находятся те, кто начинает реально участвовать в этом деле.
Чтобы начать возрождение разрушенного храма, вовсе не обязательно быть богатым человеком. Протоиерей Александр Добродеев, клирик храма Вознесения Господня что за Серпуховскими воротами, много лет проводил отпуск в небольшом селе Аннино Михайловского района Рязанской области, уроженкой которого является его супруга. На окраине села виднеются развалины старинного Крестовоздвиженского храма, словно взывающие о помощи… Наконец, батюшка не выдержал. Поговорив с местными жителями, зарегистрировал общину. Обратился за благословением к правящему архиерею – митрополиту Рязанскому Марку. Привез в село родовой образ Казанской Божией Матери, стоявший в храме до его закрытия. Стал молиться о возрождении святыни. И дело пошло. Для начала решили построить небольшую церковь, посвятив ее Успению Пресвятой Богородицы, чтобы было где совершать богослужения. Отец Александр делится воспоминаниями: «Мы освятили закладной камень, устроили фундамент. Нашли людей, которые пообещали пожертвовать бревна для возведения малого храма. Но что-то сорвалось. «Благодетели» стали откладывать приезд, а потом и вовсе перестали отвечать на звонки. Мы приуныли… И вдруг, в ноябре 2016 года, нам звонят совсем другие люди и говорят: «У нас на даче валяются бревна, может быть, вы их заберете для своего храма?» Выяснилось, что на даче валялось 40 тонн – две фуры отличного строевого леса. Мы с радостью привезли их, стали раскладывать на фундаменте. Оказалось, что бревен было ровно столько, сколько необходимо. Вот такое чудо».
В планах отца Александра – не только построить Успенский храм и приняться за реставрацию старинного церковного здания, но обустроить всю территорию, основав здесь центр православного паломничества, духовного просвещения и благочестивого отдыха на природе. Построить, ни больше, ни меньше, пространственную икону Святой земли, подобно тому, как сделали это в XVI столетии в Новом Иерусалиме и как делали многие храмоздатели в последующем.
В наши дни проповедь веры противостоит мощному информационному потоку, захватывающему современного человека против его воли. Компьютеры и телевидение дают яркий эффект погружения, вовлекая человека через зрение, слух, эмоции, и слову – письменному или изреченному в храме – приходится соперничать с ними. В этих условиях подлинной драгоценностью становится возможность погрузиться в иную атмосферу, наполненную священной тишиной и сакральным смыслом.
Отец Александр положил начало обустройству в Аннино символических мест, посвященных Евангельским событиям. Подобно тому, как у преподобного Серафима Саровского, согласно житию, были свой «Иордан», своя «Голгофа», свой «Вифлеем», где святой старец предавался молитве и размышлению о Священном Писании, палестинскими именами нареклись места, окружающие Крестовоздвиженский храм. «У нас есть гора Нево, Иордан – речка, где мы построили купель, старинный колодец Иакова – ему уже почти 250 лет. – Повествует батюшка. – Есть Кедронский поток, маленькое Галилейское море – 8750 квадратных метров. Мамврийский дуб – огромный древний пень. Фавор – в километре от храма расположен огромный холм, который своими очертаниями действительно напоминает эту гору. Будет и свой Гефсиманский сад, и Гора Блаженств». При храме есть дом для паломников, строится трапезная. Община надеется возвести несколько домиков, разбить при них огороды, чтобы люди могли приехать на отпуск, на лето. О благом начинании узнали и в настоящем Иерусалиме: сестры Горненского русского монастыря надеются приезжать в Аннино на лето, чтобы отдохнуть от жары и побыть на родной земле. Планируется привозить в «рязанскую палестину» и тех, кто еще только вживается в православную веру. Отец Александр рассказывает: «Здесь можно целый день ходить и читать Священное Писание, беседовать. На горе Блаженств, на Фаворе, в Гефсимании… Так и надо просвещать людей. Здесь так хорошо – на этой земле, которая сегодня никому не нужна… Почему бы ее не обустроить?»
Идея «пространственной иконы» весьма актуальна для сознания современных верующих. Как известно, символические изображения палестинских святынь есть в нескольких храмах. Скромная, но почитаемая копия пещеры Гроба Господня Спасителя находится в приделе московской церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. В не так давно возведенном храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево верующие могут поклониться прекрасно выполненным копиям Гроба Господня, Голгофы, Вифлеемской пещеры. В Зачатьевском монастыре в подземном Успенском храме находится символическая гробница Пресвятой Богородицы.
Возрождаются русские храмы… У каждого – своя история, свои пути воссоздания, своя радость и боль… Надеемся в следующих выпусках нашего журнала продолжить эту важнейшую для нашего Отечества тему.
P.S. О чем молчат разрушенные храмы…
О чём молчат разрушенные храмы?
О чём молчат развалины церквей?
Они немы, но всё ж не бездыханны-
Ведь своды их хранят тепло свечей!
О чём молчит тот колокол, что сброшен?
Какую весть уже не донесёт?
О чём молчит у стен он мхом поросший,
О чём звонарь в него уж не пробьёт?
О чём молчит тот купол, с неба сбитый,
О чем молчит разлученный с крестом?
Лежит, вниз головой, совсем забытый,
А был когда-то веры маяком!
О чём молчит заросшая дорога?
Та, что была дорогой к алтарю!
Ах, сколько же по ней прошло народа,
Стремясь излить в молитвах боль свою.
О чём молчат иконы, миром плача,
О чём молчит в чернилах Светлый лик?
Молебен в церкви стал звучать иначе!
Не от стыда за нас ли плач Святых???
…нет, не молчат разрушенные храмы-
Не всякий грешник слышит их набат!
Наступит день-покосятся бурьяны,
И вновь кресты на солнце заблестят!
(Игорь Перышкин)