Насколько устоявшейся является в наши дни форма церковной утвари? Как сильно отличается эта форма в разных Поместных Церквях? Ответ на этот вопрос может оказаться неожиданным для многих. Потир – наиболее сакральный из богослужебных предметов. Форма его складывалась столетиями. Именно так переводится с древнегреческого это слово. Общины приобретали вскладчину или принимали в дар от своих состоятельных единоверцев чаши, изготовленные из драгоценных материалов. Так проявлялось благоговение и любовь ко Господу, даровавшему верующим Таинство Евхаристии.
Древность знала не только литургические чаши, но и евхаристические кувшины. В Византии нередко изготавливали потиры с плоским основанием и чашей, нижняя часть которой имеет форму перевернутого конуса. Использовали ромеи и потиры с низким основанием, имевшие по бокам две ручки. Эта форма встречалась и в домонгольской Руси. К первой половине XII столетия относятся кратиры, сохранившиеся в ризнице Софийского собора Великого Новгорода. В последние несколько столетий в России употребляются литургические чаши строго определенных очерта
ний: изготовленные в виде округлого кубка, соединенного достаточно тонкой ножкой со столь же округлым основанием. В середине ножки расположено «яблоко» – шарообразное утолщение, позволяющее уверенно удерживать потир в руке. Такая форма максимально устойчива и несет в себе символику, отражающую вероучение Православной Церкви. В частности, нижняя и верхняя половины потира (основание и собственно чаша) напоминают о Божественной и Человеческой природе Господа Иисуса Христа, а также о единстве Небесной и земной Церкви.
В странах с жарким климатом, например в Греции, и сегодня можно встретить потиры с массивной крышкой, увенчанной крестом. Подобная крышка могла нести и практичное назначение – защита от пыли и насекомых. В XVIII столетии потиры с крышками употребляли и в России. В частности, сохранились такие крышки, украшенные ростовской росписной эмалью.
Филипп Филатчев