Саботажник имеет глубокие психологические проблемы – и переносит их вовне, постоянно подводя окружающих людей, плохо выполняя свою работу, да еще интригуя и ссоря сотрудников. При этом он может войти в доверие высшему руководству и стать начальником среднего звена или даже заместителем шефа, что уже грозит существованию организации. О путях решения проблемы мы продолжаем беседовать с православным психологом иереем Сергием Торнаги.
- Как руководителю предотвратить саботаж в трудовом коллективе?
- Для предотвращения саботажа есть несколько главных условий. Первое и, возможно, главное – это правильная кадровая политика. Нужно отметить, что в случае, если решение о принятии на работу сотрудников зависит от одного лица, а непосредственное управление их работой возложено на другого человека, бывает достаточно затруднительно осуществлять успешное руководство рабочим процессом. Затем, важно, чтобы тот, кто подбирает сотрудников, разбирался в людях и умел подбирать специалистов именно под необходимые функции. И третьим значимым элементом кадровой работы является умение правильно мотивировать сотрудников.
Некоторые руководители используют для исправления ситуации репрессивные меры, что скорее на руку одному из типов саботажников. Важно стимулировать коллектив к христианскому отношению друг к другу, чтобы человек стравливающий других, оставался в вакууме. С ним общаются, ему улыбаются, по-доброму относятся – но осознают опасность, исходящую от него и некоторую информацию и эмоции перед ним не раскрывают.
- При собеседовании важно понять, как человек мыслит, как общается, как реагирует на собеседника?
- Да. Стоит провести ряд тестов: на акцентуацию, эмоциональный тест, тест на профессиональное ориентирование. На детекторе лжи испытывать не надо – там как раз велика вероятность ошибки: во-первых, детектор можно обмануть, а во-вторых – все упирается в интерпретацию того, кто будет расшифровывать результаты исследования. Затем, испытательный срок: он существует не для того, чтобы меньше платить сотруднику, а для того, чтобы дополнительно изучить его, разглядеть то, чего мы не увидели при приеме на работу. Конечно, терроризировать и провоцировать на ошибки нового сотрудника не надо. Следует просто смотреть, как человек ведет себя в той или иной ситуации. Руководитель должен уметь чувствовать людей, различать их психотипы.
- Руководитель должен быть проницательным человеком – но не всем это дано...
- Часто начальствующие считают, что они априори имеют талант управленца. На самом деле даже тот, кто имеет этот талант, должен всю жизнь учиться быть руководителем. А случается, что начальник так и остается по складу мышления «вахтером», который умеет только «не пущать и запрещать». Если что-то не так – надо подучиться: понять, что у вас «хромает» – психология общения, кадровая работа? И пройти соответствующие курсы либо почитать литературу по теме. Более того, в течение жизни мы постоянно что-то забываем, выпускаем из внимания – поэтому и надо постоянно обновлять свои знания. Сотрудников тоже надо периодически обучать эффективному взаимодействию друг с другом – хотя бы проводить однодневные семинары. Задача руководителя – отлаживать «механизм» коллектива и либо ремонтировать детали, либо заменять их.
- Нет ли опасности, стремясь уберечься от саботажников, записать в эту категорию всех психологически слабых сотрудников, хотя они и являются благонамеренными, и могут приносить пользу?
- Есть такая добродетель начальника, как осознание немощей подчиненных. Важно понимать, кто что может и чего не может – и не требовать от людей сверх возможностей. Как на фронте: есть те, кто способен только стрелять из окопов, подавляя противника огнем, а есть – штурмовая группа, которая идет на прорыв. В нее входят только сильные духом и телом. Так и в любом деле. Важно помнить об этом, чтобы не разочаровываться в людях.
- В крупной организации невозможно отследить все и вся?
- Даже хорошо, если руководитель поручает разделы своей деятельности разным людям – а сам следит, чтобы машина в целом работала. Управлять в ручном режиме, постоянно исправляя за другими то, что они сделали не так – не эффективно. Хороший руководитель – тот, при отъезде которого коллектив работает так же, как и при нем: каждый на своем месте выполняет возложенную на него работу.
- Разобраться в психологии непосвященному человеку непросто: существует множество течений, в том числе – далеких от христианского мировосприятия, например – фрейдизм, а также направления, основанные на оккультных практиках...
- Фрейд – специалист психологии греха, для человека, который не ориентирован на грех, он бесполезен. Я бы порекомендовал, например, Эриха Берна – «Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры», Роджерса... Если кто-то обращается к буддизму, оккультизму – очевидно, что он не умеет молиться. Не найдя своего источника, обращается к чужому. От этого может быть и произойдет кратковременное психофизиологическое облегчение, но не более того. Русский человек не может найти счастья в этих языческих погремушках.
- Существует странный феномен: человек, который, будучи рядовым сотрудником, казался добрым и скромным, став хотя бы небольшим начальником, начинает тиранить подчиненных...
- Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Замечено: мировоззрение сильно меняется, когда он начинает получать примерно 400 000 р. в месяц. Или даже не зарабатывать для себя, но получает в распоряжение серьезные средства и коллектив подчиненных. Сила этих изменений зависит от того, насколько тверды были нравственные устои человека изначально. Многие становятся циничными, забывают, что они – такие же люди из плоти и крови и начинают рассматривать других как расходный материал. Многие люди в богатстве проявляют свою настоящую сущность, проявляют то, что раньше было подавлено, не могло проявиться по бедности. Бывает, что человек выглядит смиренным, а на самом деле он просто психологически подавлен. Разница состоит в двух греческих понятиях: апатия – подавленность, тупое, прибитое нечувствие, и атараксия – блаженное духовное не восприятие греха. Апатия очень вредна, это не духовное, а, скорее, плотское состояние. В этом состоянии человек от безысходности готов «плыть по течению», куда бы его ни несло, покоряться кому угодно. Таких людей духовно нетвердые христиане часто воспринимают как смиренных и ставят на руководящие должности. Но когда такой человек оказывается «на коне» – он может потерять голову: все подавленные чувства, желания начинают вылезать.
- И что же он делает?
- Такой человек начинает реализовывать все, что не реализовал с самого детства. Кто-то начинает охотиться, кто-то – лихачить на дорогих автомобилях, демонстрировать свое богатство – компенсируя таким образом собственное ощущение незначимости, потому что внутри он остается тем же, кем был. Такие руководители выстраивают коллектив по принципу личной преданности, по принципу «разделяй и властвуй». Мы неоднократно говорили, что в таких коллективах человеческая энергия чаще всего уходит «в гудок» и ни материального, ни интеллектуального продукта хорошего качества они выдать не могут.
- Все описанное случается не только в трудовых коллективах, но иногда – и на приходах, и в монастырях? Но как же получается, что верующие люди доходят до такого?
- А мы не знаем, верующий ли человек на самом деле. Прот. Александр Шмеман заметил интересную вещь: религией можно увлекаться как хобби: любить богослужение, церковное пение и т.п., но коренных вопросов веры для себя не решить. Более того, случается, что человек замечает в Церкви внешние поведенческие моменты, которые являются грехом некоторых людей, и воспринимает их как должное, как законный обычай, начинает жить по этим правилам. В итоге он крестится, кланяется – но строит интриги, не может жить, никого не ссоря – и оправдывает это, используя такие понятия как смирение. Вроде как за дисциплину борется – а на самом деле переносит свой внутренний конфликт вовне. Если человек просто почиет на лаврах своего внешнего благочестия – вера может утекать, как вода сквозь пальцы, незаметно для него. Веру надо сохранять в сосуде формы: церковного образа жизни, богослужений, домашней молитвы – но сама форма еще не является содержанием. «Заплатить» Богу, чтобы Он простил наши грехи, молитвами или свечами невозможно. Прощение дается за покаяние, за духовную жажду. Но если человек хочет быть верующим – рано или поздно он им становится. Саботажники же живут не по вере – они иногда верят, но пороки настолько сильно довлеют над ними, что они забывают о Боге и делают что-то автоматически.
- Саботажник может исправиться?
- Может. Задача в этой статье – помочь таким людям, если они узнают в нашем описании себя, не обидеться, не впасть в уныние, а задуматься: что мне мешает жить, что мне мешает стать взрослым, эффективным в делах человеком? Более того, найти путь счастья – потому что подлинно христианская жизнь делает счастливыми: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Заповеди Христовы начинаются со слова «блаженны». Понятно, что нельзя всегда испытывать чувства блаженства. Но если мы не испытываем этой тихой духовной радости, надо понимать, что что-то в нашей духовной жизни не так.
- Все мы болеем, стареем, переживаем жизненные неудачи – как принять жизнь и самих себя такими, как есть, чтобы это не стало травмой, разрушающей личность?
- Просто взять и принять, согласиться – невозможно. Можно выработать новое отношение к тому, что существует. Например, мы понимаем, что нет иной возможности жить дальше, чем стареть. Мы должны понимать, что у Бога есть разные планы на каждого человека. А наша задача – быть счастливыми именно в рамках Божьего плана. Господь нам не враг и Он умнее нас. Если нам что-то не дается – очевидно, мы с этим не справились бы, либо есть еще какой-то Его благой план. Конечно, если мы пытаемся «выломаться» из Божьего замысла – мы можем ухудшить свое положение. Но когда возвращаемся в русло – обретаем душевный покой и тихую радость, чем бы мы ни занимались. Очень важно все время находить эти объяснения, оправдания условий своего бытия, – это должно быть многоплановым и составлять концепцию нашего мировосприятия, которая будет работать автоматически при всех вызовах жизни. Недаром сказано: «Поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…» (Мф. 10:18-19). Нас не влекут на мученичество – но наши души ежечасно истязают злые помыслы, бесовские нападения, внутренние конфликты – и если мы постоянно стремимся к Богу, Дух Святой Сам даст нам концепцию, как противостоять им.
- Как саботажнику перестать быть таковым?
- Принципиальный (а не вынужденный обстоятельствами) саботажник – это незрелая личность. Ему надо заняться собой: переработать с духовником концепцию жизни, либо пойти к психологу. Если он хочет остаться на работе, он должен решить эту задачу – повзрослеть. Например, у человека невротическое опоздание – на пятнадцать минут: он хочет внимания и поэтому всегда приходит так, чтобы его приход заметили. Он может сказать себе: «Да, наверное, мне в жизни не хватало внимания, но я уже взрослый, могу подкорректировать себя». Человек понимает, что он ходит по кругу, создавая некие ситуации, – как ослик за морковкой, за иллюзией счастья, удовольствия – а она недостижима. Надо остановиться, сказать: «Стоп. То, что я делаю, повторялось уже многократно. Это не приносит никаких результатов. Почему меня постоянно хотят уволить?» Священное Писание, святые отцы учат исследовать себя. Поэтому надо понять, в чем состоит проблема, что имеется: ряд повторяющихся событий в жизни – и что надо делать. Человек может и не быть саботажником, но постоянно допускать какую-то ошибку, переходя из коллектива в коллектив. Потому что люди разные, а структура везде примерно одна. Возможно, человек занимает какую-то нишу, которая приводит его к неблагоприятному финалу – это может быть и мобинг, и выгорание, и другие ситуации.
- Обязательно ли нужен кто-то, кто поможет переработать свою концепцию мировосприятия?
- В серьезных случаях, – а мы говорим именно о таковом, – да. Дело в том, что многие душевные проблемы сопровождаются определенными гормональными состояниями, и человек уже не может управлять собой, здраво мыслить. Например, ко мне приходят люди, находящиеся в суицидальных переживаниях. Сразу начать объяснять им: «Самоубийство – это грех, вы не попадете в рай», – бессмысленно. Человек в отчаянии не услышит аргументов. Важно сорвать первое чувство отчаяния – это физическое, гормональное чувство, вывести человека из него, – а когда он немножко отрезвится – можно будет применять духовные аргументы. Пришла ко мне женщина и говорит: «Я не вижу смысла в жизни, хочу покончить с собой». Пришлось рассказать ей известный анекдот: к раввину так же обратился человек и говорит: «Ребе, я не вижу смысла в жизни, хочу покончить с собой». Раввин спросил: «А что, если покончить – появится смысл жизни?» Она рассмеялась – и у меня появилась возможность говорить с ней. То есть в спасении человека нужна помощь священника или психолога.
Беседовала Алина Сергейчук